Вторник, 07.05.2024, 03:02
Приветствую Вас, Гость

Государственное бюджетное учреждение

Социального обслуживания Московской области

Наро-Фоминский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Сказка»

 

 

 

 

Методика формирования начальных звукопроизносительных навыков у неговорящих (в том числе аутичных) детей.

 

 

 

 

 

 

 

Разработала учитель-логопед:

Ивлиева А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Наро-Фоминск

2007-2008

Введение.

В настоящее время все чаще специалисты сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. детьми, у которых отсутствует экспрессивная речь. Тот уровень речи, который есть у этих детей- вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова- не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», т.к. выработка условных связей на слова значительно затруднена.

Дети, у которых отсутствует речь имеют как правило комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с различными задержками психоречевого развития, в т.ч. ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Кроме того, у безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика- перинатальная энцефалопатия, ММД, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензтонно-гидроцефальный синдром и церебрастенический синдром. Кроме этого, для данной группы детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточночть целенаправленной деятельности. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром, затрудняет постановку речевого диагноза и выработку стратегии коррекционного воздействия.

 Очень важно в работе с безречевыми детьми не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка. Это поможет сформировать у неговорящего ребенка не только азы общения, но и развить психические функции, личность ребенка в целом, осуществить профилактику вторичных отклонений, будет способствовать интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности неговорящего ребенка

 

Несмотря на неоднородность нарушений, для этих детей общим является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, повышенная эмоциональная истощаемость. Рассмотрим некоторые характерные особенности безречевых детей:

 

1) Гиповозбудимость.

У таких детей прослеживается малая двигательная и психическая активность, вялость, пассивность, низкая мотивация.

2) Гипервозбудимость.

Отмечается дефицит произвольного внимания, двигательная расторможенность и эмоциональная лабильность.

3) При гипертензионно-гидроцефальном синдроме проявляется задержка психомоторного развития, нарушение режимов сна и бодрствования, двигательная расторможенность, капризность.

4) При ММД отмечается задержка сенсомоторного и речевого развития

5) Всем детям свойственно снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности.

6) Для детей с неврологической симптоматикой свойственны периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах.

Практически всем детям свойственна общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, нарушения развития анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций.

7) У детей наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое, в свою очередь, которое. В свою очередь, обуславливает несформированность сложных форм поведения.

8) Детям свойственна повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, нарушение целенаправленности и контроля в процессе деятельности.

9) У безречевого ребенка выявляется несформированность форм коммуникации, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Все эти особенности следует знать педагогам и родителям безречевых детей и учитывать их при планировании коррекционных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы с неговорящими детьми.

 

Предложенные направления могут проходить последовательно, а могут параллельно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Ниже будут приведены примерные планы занятий с детьми раннего и более старшего возраста.

1. Установление эмоционального и зрительного контакта с ребенком.

Это первое, чего должен добиваться логопед, приступая к общению с ребенком: добиться положительного отношения к логопедическим занятиям, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения.

Решение этой задачи создает предпосылки для развития эмоциональных аспектов коммуникации, звуковых вокализаций.

Большое значение имеет организация зрительного восприятия в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат.

Для того, чтобы сформировать положительный настрой на совместную деятельность целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Предлагаем несколько игр, направленных на установление эмоционального контакта.

Сенсорные игры, направленные на установление эмоционального

контакта

Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть разнообразными:

-   зрительные (яркие цвета красок, их смешивание и т.д.)

-   слуховые ( разнообразные звуки, шуршание листьев, звучание музыкальных инструментов и т.д.)

-   тактильные (ощупывание различных по фактуре материалов, различных по форме и размерам предметов)

-   двигательные ( ощущения от движения тела в пространстве и ритма)

-   обонятельные ( запахи пищевых продуктов, духов и т.д.)

-   вкусовые

Игры с красками.

«Цветная вода.»

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных

пластиковых стаканов. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой.

Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов и разведите в одном

из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание

ребенка, внесите элемент «волшебства». В этой игре ребенок быстро может

проявить желание более активно участвовать в происходящем, начать

действовать самостоятельно. Когда увлеченность чисто сенсорным эффектом

начнет ослабевать, можно расширять игру: предложить ребенку открыть

кран, налить воду в стакан или бутылку и т.д. Все выполняемые действия

обязательно комментировать.

«Смешиваем краски»

Для этой игры нужно слить воду разных цветов в один стакан или растворить

в стакане с чистой водой поочередно несколько красок.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными

красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку,

пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно

проведите по бумаге. Продолжайте с другими красками.

Можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски -вода

смешивается с красками и на листе появляются нежные, светлые полутона.

«Кукольный обед»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их

разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок,

белая - в молоко, оранжевая - в фанту, коричневая - в кофе и т.д. Можно

поиграть в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. В игре

можно поупражняться в счете, знакомить с понятием величины, если взять

стаканчики разного размера.

Игры с водой. «Переливание воды»

Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой и комментируйте свои действия. Можно переливать воду из одной посуды в другую. «Открывай! - Закрывай!»

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Открой водичку! Вот, открыла - снова потекла водичка. Буль-буль!». В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду. «Фонтан»

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился, ура!». Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами. «Бассейн»

Наполнив таз водой, организуйте игру в бассейн, где учатся плавать игрушки. Сопровождайте ход игры словесным комментарием. «Озеро»

Наполните большой таз водой, запустите в «Озеро» рыбок или уточек, обыгрывайте данную картину, подкрепляя ее словесным комментарием. Потом можно из озера сделать море и пустить туда корабль. «Купание кукол»

Купайте вместе с ребенком кукол-голышей: потрогайте воду, чтобы была теплая, посадите куклу, потрите мочалкой, вытрите полотенцем и т.д. Все сопровождать комментарием. «Мытье посуды»

После кукольного обеда вымойте посуду, используя губку и средство для мытья посуды.

«Игры с мыльными пузырями» «Мыльные пузыри»

Предложите для выдувания пузырей подберите несколько разных трубочек: от сока, склейте толстую трубу из плотной бумаги, пластиковая бутылочка с отрезанным дном, корпус гелевой ручки и т.д. «Пенный замок»

В небольшую мисочку налейте немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. На глазах у ребенка вырастет гора переливающихся пузырей. Поставьте внутрь пены игрушку - это «принц, который живет в пенном замке».

«Игры со свечами» « Подуем на огонек»

Установите длинную свечу и зажгите, предложите ребенку посмотреть на огонек. Если ребенок испугался- -игру отложите. Предложите ребенку

подуть на пламя. Повторяйте игру, комментируя все действия. Это занятие

полезно еще и для развития целенаправленного выдоха.

«Рисуем дымом»

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом. Затем подуйте

или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.

«Праздник на воде»

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько

плавающих свечей.

«День рождения»

Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько

свечек - сегодня «День рождения Мишки». Потом спойте песенку и задуйте

свечки.

«Игры с крупами»

«Прячем ручки»

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и

пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Играйте с ребенком: «Где

ручки? Спрятались! Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками -

так приятно!» Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

«Пересыпаем крупу»

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в

другую. Обращайте внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

«Покормим птичек», «Вкусная каша»

Предложите ребенку покормить игрушечных птичек или куклу, при этом

нужно будет добавить в крупу воды.

«Разложи по тарелочкам»

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка

разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам.

 

 

 

 

2. Активизация речевой активности. Работа со звукоподражаниями.

Игры и упражнения, которые предлагаются в этой части методики, направлены на формирование речевой мотивации, а также накопление активного и пассивного словаря.

Условно все задания разделим на два блока:

1) Звукоподражания, воспроизводящие изолированный звук языка;

2) Звукокомплексы, слоги.

Приведем примеры игр и упражнений.

Звукоподражания изолированных звуков.

1. «В гости кукла пришла» (звук «А»)

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Кукла хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действие звукоподражанием «А-А-А».

2. «Айболит»

Взрослый создает игровую ситуацию- к Айболиту приходят знакомые игрушки: зайка, неваляшка и т.д.

- У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» и т.д.

3. «В гости мишка пришел».

Задание аналогично упражнению 1, только произносится звук: «У-у-у!»

(Этот звук произносится также при игре с паровозиком или самолетом)

4. «Зоопарк»

Из-за ширмы появляются игрушки: мишка, зайчик.

Они по очереди здороваются: «А-А-А, У-У-У», потом прячутся и ребенок угадывает, кто с ними поздоровался.

5. Игра «Волшебный мешочек»

Ребенок последовательно вынимает из мешочка предметы и воспроизводит звуки вслед за логопедом:

Например: юла- у-у-у

Фотоаппарат- к-к-к

Лошадка- и-и-и

Ключ- ч-ч-ч

Жук- ж-ж-ж и т.д.

Усложнение игры: в мешочке лежат не предметы, а картинки.

Например: Чайник- п-п-п

Фонтан- ф-ф-ф

Ветер- в-в-в и т.д.

 

Работа с сочетаниями звуков, звукокомплексами.

Упражнения такого вида включают  звукоподражания голосам животных и птиц, бытовым, музыкальным инструментам и предметам, транспортным средствам, эмоциональным восклицаниям. Рассмотрим образцы Ра боты с некоторыми звукоподражаниями.

 

 

 

 

 

Звукоподражания «МУ»-«МЯУ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания. (То же с коровой)

- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)?

Далее может следовать сопряженное проговаривание звукоподражаний.

- Кто кричит: «Му» («Мяу»)

2. –Спрячь кошку (корову) (Побуждать ребенка закрывать ладошкой нужное изображение).

- Видишь корову (кошку)?

(Побуждать к ответам «да», «нет»)

- Кто спрятался? (одна из картинок закрыта листом бумаги)

3. - Кто позвал? (взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).

4. –Подари:

А) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику).

Читать далее