Понедельник, 06.05.2024, 15:53
Приветствую Вас, Гость

Задачи: Формирование различных сторон «Я» ребенка – мотивации учебной деятельности, умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.

 

Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков – осознание опасений и страхов, желания «быть, как все» и следовать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развитие чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений.

 

Основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:

 

-         развитие доверия к окружающим людям;

-         осознание различных мотивов межличностных отношений;

-         развитие представлений о ценности другого человека и самого себя;

-         усвоение способов разрешение собственных проблем;

-         позитивное развитие отношений.

 
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1

 

Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.

 

Материалы: Листки бумаги с булавками, тетрадь (бумага для письма), ручки, фломастеры, цветные карандаши.

 

1. Знакомство. Ведущий предлагает каждому участнику игры взять по табличке и написать на ней своё имя. («Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому»). Затем каждый участник по кругу называет свое имя и говорит несколько слов о себе.

2. Учимся расслабляться.

- «Волшебное слово»

- «Звезды с небес».

3. Упражнение «Глаза в глаза».

Участникам предлагается в течении 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

- какие чувства вы испытывали во время упражнения?

- кому из вас было трудно установить зрительный контакт?

4. Упражнение. «Побудительные мотивы».

Ведущий задает вопросы, а каждый участник должен на них ответить. Например, «что могло бы побудить тебя встать на голову?».

Участники должны активизировать свои творческие способности, чтобы найти подходящие по смыслу и оригинальный по смыслу ответ.

Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого.

1. Добровольность участия, при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Лучше промолчать, чем говорить не то. что ты думаешь, или просто врать.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника. Если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то. что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то. как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

Домашнее задание: Нарисуйте дома рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в случаях, когда вы хотите побыть один, хотите чтобы вас ни кто не трогал.

Ритуал окончания дня.

Все члены группы стоят, они держат перед собой руки ладонями вверх.

Ведущий говорит следующее: «Возьмите свою левую руку и мысленно положите на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Потом возьмите свою правую руку и положите в неё все то,  что ты получил от нашего занятия. И когда я скажу: «Готово, давай!, вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Спасибо!»

 

 

 

Занятие 2

 

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.

 

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши.

 

1.     Упражнение «Привет».

Ведущий предлагает участникам  поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?»

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.

2.     Рассматривание рисунков домашнего задания.

3.     Упражнение. Части моего «Я».

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств(порой настолько не похожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».

4.     Упражнение. Игра-тренинг «Таможня».

Помимо повышения интереса к занятиям, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

5.     Упражнение. Умение вести разговор.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий.

6.     Упражнение. Найдите общее.

Группа разбивается на тройки. Цель – найти что-то общее со своим партнером.

Ритуальный х-р и высокий темп придают этому действию веселую ноту. В конце игры участники в большей степени, чем до неё, готовы к взаимодействию друг с другом.

7. Учимся расслабляться.

- Расслабление глаз.

8. Ритуал окончания дня.

 

 

 

Занятие 3

 

Тема: Умение слушать. Работа с чувствами.

 

1.     Упражнение. Настроение.

Участники группы выражают разные настроения походкой:

- пройти как человек, который устал;

- пройти как очень пугливый человек;

- пройти как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами;

- придумать, что захочется.

Эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего «Я».

2.     Упражнение. Идет следствие.

Участники должны задействовать свою фантазию, чтобы детально представить предложенную им ситуацию, и очень точно формулировать свои мысли, чтобы не давать ложных показаний и не делать слишком ясных намеков.

3.     Упражнение. Слушаем молча.

Подростки разбиваются на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом подростки меняются местами.

В конце упражнения – обмен чувствами.

4.     Упражнение. Поговорим о чувствах.

За одну минуту подростки должны назвать как можно больше чувств.

Далее предлагается выполнить задание:

Вспомнить, какие чувства вы испытывали или испытываете, когда… (предлагаются различные ситуации).

Анализ упражнения:

-с кем ты говоришь о своих чувствах?

- о каких чувствах тебе бывает легче говорить?

- о каком чувстве тебе говорить трудно?

- какое чувство тебе нравиться больше всего?

- что важнее – уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной и вместе с тем «культурной» форме или уметь скрыть их.

5.     Учимся расслабляться.

- «Движение глазами».

6.     Ритуал окончания дня.

 Читать далее