Вторник, 07.05.2024, 04:50
Приветствую Вас, Гость

Дидактические игры по цветовосприятию

Для формирования у детей раннего возраста устойчивого зрительного образа цвета, умения соотносить цвет с его названием и сравнивать предметы по цвету педагог-психолог МДОУ детский сад № 2 Н.В.Львова (г.Лысьва, Пермский край) использует дидактические игры и упражнения.

Игра «Отыщите мишкин мёд».
Воспитатель предлагает погулять с мишкой. Дети идут по групповой комнате.
Воспитатель.
Мишка по лесу гулял,
Бочку с мёдом потерял.
Помоги, честной народ,
Отыскать мишуткин мёд.
Дети находят разложенные в разных местах комнаты бочонки, вырезанные из бумаги (три белых, один жёлтый). Воспитатель закрепляет их на фланелеграфе.
Воспитатель. Мёд в жёлтом бочонке. Покажи его.
Вызванный ребёнок выполняет задание. Затем воспитатель незаметно меняет бочонки местами и просит другого ребёнка показать бочонок с мёдом. Игра повторяется 3—4 раза.

Игра «Солнышко».
На столе перед детьми лежат жёлтые бумажные полоски (лучики) и жёлтый круг (солнце). Воспитатель кладёт рядом жёлтый бочонок и говорит: «Солнышко такое же, как мёд, — жёлтое. Солнышко жёлтое, его лучи жёлтые». Убирает бочонок.
Воспитатель.
Солнце жёлтое вставало,
Жёлтые лучи пускало.
Разбежались жёлтые лучи.
Как они желты и горячи.
(Дети берут по одному лучику и на носочках бегут в разных направлениях. Воспитатель поочерёдно спрашивает каждого ребёнка, какого цвета его лучик.)
Уходило солнце на покой,
Забирало лучики с собой.
(Дети выкладывают лучики вокруг солнца.)
Ночь, на улице темно,
Люди спят уже давно.
Дети садятся на корточки, закрывают глаза. Игра повторяется 2—З раза.

Игра «Флажок».
Воспитатель вручает ребёнку жёлтый флажок и ставит его в центр круга. Остальные, держась за руки, идут по кругу.
Воспитатель.
Жёлтый-жёлтый флажок подниму я. (Ребёнок, стоящий в круге, машет флажком.)
С ярким жёлтым флажком потанцую. Звучит аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени…» Все останавливаются и по показу воспитателя делают «пружинки» , топают или хлопают в ладоши. Ребёнок с флажком кружится.
При повторе игры воспитатель даёт флажок другому ребёнку.
Вместо флажка можно использовать цветок или платок.
Аналогично проводится игра с флажками других цветов.

Игра «Следы солнышка».
На полу групповой комнаты разложены жёлтые бумажные полоски.
Воспитатель.
Солнышко шалило, лучики бросало,
Лучики бросало, следы оставляло.
Какие? (Жёлтые.)
Найдите следы солнышка.
Дети находят следы, собирают их и раскладывают по кругу.

Игра «Блинчики».
Воспитатель (показывает бумажный жёлтый круг). Вот какой большой жёлтый блин мы испекли! А как мама блины печёт?
Дети встают в круг и выполняют движения вместе с воспитателем.

Воспитатель.
Для сына и для дочки
Мать пекла блиночки.
(Делают круговые движения руками — помешивают тесто.)
Круглый жёлтый-жёлтый блин. (Соединяют указательные и большие пальцы).

Не ешь один! Не ешь один!
(Грозят пальцем.)

Упражнения.
- «Выбери предметы зелёного цвета (кубики, мячи, детали мозаики)».

Упражнения.
- «Принеси (покажи) жёлтый кубик (кирпичик, мяч, карандаш)».
- «Построй жёлтые ворота».
- «Прокати жёлтый шарик в ворота».
- «Беги к жёлтому кубику».
- «Построй жёлтую дорожку из мозаики (кубиков, геометрических фигур)».

Рисование «Наливаем мёд».
Детям выдают белые бумажные круги, кисточки (ватные тампоны, губки), жёлтую гуашь и предлагают закрасить круг — «налить мёд в миску». После выполнения задания воспитатель подходит к каждому, кладёт рядом с кругом жёлтый бочонок и говорит:
«Аня, у тебя такой же мёд, как в бочонке у Мишутки, — жёлтый». И т.д.

Игра «Поменялись местами».
Воспитатель (показывает красную коробку). В этой коробке живут разные предметы. Посмотрите. (Вынимает плоскостные фигурки красного цвета, называет их и раздаёт детям.)
Красное яблоко, красный цветок,
Красная ягода, красный грибок,
Красная лента, красный платок,
Красная чашка, красный флажок,
Красное платье, красный листок,
Красная шапка, красный жучок,
Красная рыбка, красный кружок.
И коробка такая же красная.
Дети садятся на стулья, расставленные по кругу.
Воспитатель. У кого из вас красное яблоко? У кого красный цветок? Поменяйтесь местами.
Дети выполняют задание. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не поменяются местами.

Игра «Лети, голубок».
По полу групповой комнаты разложены предметы жёлтого и красного цвета.
Воспитатель.
Стали дети голубями,
Полетели над лесами.
(Дети бегают вокруг воспитателя, машут руками-крыльями.)
Люли-люли-люли,
(Воспитатель «кормит» голубей.)
Полетели гули.
(Дети, пробежав вокруг воспитателя два-три круга, садятся на корточки.)
Голубь Саша, голубь Наташа, принесите мне предметы красного (жёлтого) цвета. (Дети выполняют задание и возвращаются на свои места.) Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не принесёт названный предмет.
Аналогично проводится игра с предметами другого цвета.

Упражнения.
- «Разложи красные и жёлтые яблоки по тарелкам».
- «Выбери игрушку такого же цвета».

Рисование «Собираем ягоды».
Воспитатель даёт каждому ребёнку вырезанный из бумаги стакан, красную и жёлтую гуашь, штампы или тычки и предлагает «собрать ягоды в стаканчик»: используя краску любого цвета, поставить кружки на бумажной заготовке. По окончании работы уточняет, какие ягоды собрал каждый ребёнок, — жёлтые или красные.

Игра «Собери пирамидку».
У трёх пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребёнок собирает пирамидку определённого цвета.

Упражнения.
- «Выбери предметы зелёного цвета (кубики, мячи, детали мозаики)».

«Укрась деревья листьями».
Воспитатель показывает детям три больших листа бумаги, на каждом из которых изображено дерево без листьев. Листья из бумаги (красные, жёлтые и зелёные) лежат в одной коробке.
1. Воспитатель называет цвет, ребёнок размещает лист этого цвета на любом дереве.
2. На каждое дерево воспитатель кладёт лист определённого цвета. Ребёнок берёт из коробки лист, называет его цвет и размещает на дереве, где лежит лист такого же цвета.

Игра «Ручеёк».
Воспитатель предлагает детям превратитьс.я в ручеёк. Они берутся одной рукой за синюю ленту и идут друг за другом между стульями. Подходят к луже (ткань или бумага синего цвета), встают вокруг неё.
Воспитатель. Синий ручей добежал до лужи. Лужа синяя, как ручеёк.
Дети раскладывают ленту вокруг лужи.

Игра «Ай гу-гу, гу-гу, гу-гу».
Дети встают вокруг лужи (ткань или бумага синего цвета).
Воспитатель (говорит и показывает).
Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,
(Дети кружатся.)
Не кружися на лугу,
(Грозят указательным пальцем.)
На лугу-то лужица,
(Протягивают к луже ладони.)
Голова закружится.
(Кивают головой.)
В луже синяя вода!
(Приседают. Хлопают ладонями по полу.)
Вот беда, так беда!
(Берутся за голову, качают головой.)
Прыгали, скакали,
(Встают, прыгают вокруг лужи.)
В лужицу попали.
(Садятся на пол.)
Игра повторяется 2—3 раза.

Игра «Положи камешки на место».
Дети вкладывают геометрические фигуры в соответствующие по форме прорези на полосе картона синего цвета.

Игра «Искатели».
Дети отыскивают в групповой комнате предметы синего цвета.

Игра «Бегите ко мне!» (вариант игры Е.И. Тихеевой).
В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).
Воспитатель. Посмотрите на флажки, помашите ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.) Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если их цвета совпадают, бегите ко мне.
Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.
Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

Игра «Стрелка, стрелка, покружись» (упрощённый вариант игры «Цветовое лото).
Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов.
Воспитатель (крутит стрелку).
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись!
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей,
Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

Игра «Открой свой домик».
Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного,
зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи
таких же цветов.
Воспитатель. Встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета.
(Обращается к каждому ребёнку.) Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.)

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять.
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев.)

Постучали, (Стучат кулаком по полу.)

Покружились, (Кружатся.)

Поскакали, порезвились. (Прыгают.)

Погуляла детвора,

Всем домой идти пора. Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят чик-чик) и садятся. При повторе игры воспитатель меняет стулья местам