Понедельник, 06.05.2024, 20:12
Приветствую Вас, Гость

МУ Социально-реабилитационный Центр «Сказка»

для детей и подростков с ограниченными возможностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
                                                                   ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

У ПОДРОСТКОВ 12 – 15 ЛЕТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Г. Наро-Фоминск

 

 


Задачи: Формирование различных сторон «Я» ребенка – мотивации учебной деятельности, умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.

 

Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков – осознание опасений и страхов, желания «быть, как все» и следовать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развитие чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений.

 

Основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:

 

-         развитие доверия к окружающим людям;

-         осознание различных мотивов межличностных отношений;

-         развитие представлений о ценности другого человека и самого себя;

-         усвоение способов разрешение собственных проблем;

-         позитивное развитие отношений.

 

Условия для проведения программы

 

Проведение программы с подростками не требует специальных материалов: нужны только бумага для рисования и для записей, наборы цветных карандашей по числу участников группы, листки бумаги с булавками для именных табличек и «бланков телеграмм». Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

Программа рассчитана на 10 – 12 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1

 

Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.

 

Материалы: Листки бумаги с булавками, тетрадь (бумага для письма), ручки, фломастеры, цветные карандаши.

 

1. Знакомство. Ведущий предлагает каждому участнику игры взять по табличке и написать на ней своё имя. («Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому»). Затем каждый участник по кругу называет свое имя и говорит несколько слов о себе.

2. Учимся расслабляться. Ведущий рассказывает, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов. Затем он проводит упражнения на релаксацию.

1) «Волшебное слово». Когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада» или другие. Главное, чтобы они помогли вам. Давайте попробуем.

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

2) «Звезды с небес». Если мы долго сидим, то наше тело протестует и говорит, что ему хочется подвигаться. Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, потом можете правой стороне расслабиться , а вытянуть вверх левую руку. Представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». При этом равномерно глубоко вдыхайте и выдыхайте (1 минута).

Это упражнение расслабляет руки, плечи, позвоночник и, кроме того,  улучшает дыхание.

3. Упражнение «Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт.

 4. Упражнение  «Побудительные мотивы».

Ведущий задает вопросы, а каждый участник группы должен ответить на них как можно быстрее. Эта игра развивает фантазию и остроумие.

-Что могло бы побудить тебя встать на голову?

Что могло бы побудить тебя сделать следующее:

-         Целый день молчать, не говоря ни слова?

-         Съесть кусок бумаги?

-         Покрасить волосы в зеленый свет?

-         Целый день спать?

-         Переселиться в другую страну?

-         Жить в шалаше?

Участники должны активизировать свои творческие способности, чтобы найти подходящие по смыслу и оригинальный по смыслу ответ.

Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого.

1. Добровольность участия, при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Лучше промолчать, чем говорить не то. что ты думаешь, или просто врать.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника. Если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то. что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то. как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

Домашнее задание: Нарисуйте дома рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в случаях, когда вы хотите побыть один, хотите чтобы вас ни кто не трогал.

Ритуал окончания дня.

Все члены группы стоят, они держат перед собой руки ладонями вверх.

Ведущий говорит следующее: «Возьмите свою левую руку и мысленно положите на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Потом возьмите свою правую руку и положите в неё все то,  что ты получил от нашего занятия. И когда я скажу: «Готово, давай!, вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Спасибо!»

 

 

 

Занятие 2

 

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.

 

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши.

 

1.     Упражнение «Привет».

Ведущий предлагает участникам  поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?»

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.

2.     Рассматривание рисунков домашнего задания.

3.     Упражнение. Части моего «Я».

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько не похожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».

После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки.

4.     Упражнение. Игра-тренинг «Таможня».

Ведущий предлагает попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние: «Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них – контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие» (в качестве «предмета контрабанды» используется реальный маленький предмет – ключ, монета). Взявший на себя роль таможенника выходит. Один из участников группы прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду». После того, как в роли «таможенника» побывали двое-трое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста».

Помимо повышения интереса к занятиям, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

5.     Упражнение. Умение вести разговор.

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:

-         что беспокоит в школе;

-         что трудно в отношениях с родителями;

-         что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

Разрешается задавать только «открытые» вопросы (на которые нельзя ответить просто «да» или «нет»).

После упражнения проходит обсуждение:

-         Что было труднее задавать вопросы или отвечать на них? Почему?

-         В ходе диалога, ощущалась ли поддержка со стороны собеседника?

6.     Упражнение. Найдите общее.

Участники разбиваются на команды по трое. «Выберите себе таких партнеров по группе, с которыми вы мало знакомы. Приготовьтесь говорить так быстро, как только сможете. В вашем распоряжении две минуты. Ваша цель – найти что-то общее со своим партнером, например, что у вас обоих есть старшие братья, что каждый из вас любит один и тот же школьный предмет, играет на гитаре.

А когда вы  обнаружите что-то общее, вы должны продемонстрировать огромную радость, выставить вверх один палец и прокричать «Раз!» Когда найдете вторую общую черту, вы снова выбрасываете вверх два пальца и восторженно кричите «Два!» За две минуты каждое трио должно выискать десять общих черт».

Ритуальный х-р и высокий темп придают этому действию веселую ноту. В конце игры участники в большей степени, чем до неё, готовы к взаимодействию друг с другом.

 Читать далее