Воскресенье, 19.05.2024, 15:35
Приветствую Вас, Гость
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1

 

Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.

 

Материалы: Листки бумаги с булавками, тетрадь (бумага для письма), ручки, фломастеры, цветные карандаши.

 

1. Знакомство. Ведущий предлагает каждому участнику игры взять по табличке и написать на ней своё имя. («Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому»). Затем каждый участник по кругу называет свое имя и говорит несколько слов о себе.

2. Учимся расслабляться.

- «Волшебное слово»

- «Звезды с небес».

3. Упражнение «Глаза в глаза».

Участникам предлагается в течении 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

- какие чувства вы испытывали во время упражнения?

- кому из вас было трудно установить зрительный контакт?

4. Упражнение. «Побудительные мотивы».

Ведущий задает вопросы, а каждый участник должен на них ответить. Например, «что могло бы побудить тебя встать на голову?».

Участники должны активизировать свои творческие способности, чтобы найти подходящие по смыслу и оригинальный по смыслу ответ.

Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого.

1. Добровольность участия, при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Лучше промолчать, чем говорить не то. что ты думаешь, или просто врать.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника. Если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то. что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то. как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

Домашнее задание: Нарисуйте дома рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в случаях, когда вы хотите побыть один, хотите чтобы вас ни кто не трогал.

Ритуал окончания дня.

Все члены группы стоят, они держат перед собой руки ладонями вверх.

Ведущий говорит следующее: «Возьмите свою левую руку и мысленно положите на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Потом возьмите свою правую руку и положите в неё все то,  что ты получил от нашего занятия. И когда я скажу: «Готово, давай!, вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Спасибо!»

 

 

 

Занятие 2

 

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.

 

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши.

 

1.     Упражнение «Привет».

Ведущий предлагает участникам  поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?»

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.

2.     Рассматривание рисунков домашнего задания.

3.     Упражнение. Части моего «Я».

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств(порой настолько не похожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».

4.     Упражнение. Игра-тренинг «Таможня».

Помимо повышения интереса к занятиям, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

5.     Упражнение. Умение вести разговор.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий.

6.     Упражнение. Найдите общее.

Группа разбивается на тройки. Цель – найти что-то общее со своим партнером.

Ритуальный х-р и высокий темп придают этому действию веселую ноту. В конце игры участники в большей степени, чем до неё, готовы к взаимодействию друг с другом.

7. Учимся расслабляться.

- Расслабление глаз.

8. Ритуал окончания дня.

 

 

 

Занятие 3

 

Тема: Умение слушать. Работа с чувствами.

 

1.     Упражнение. Настроение.

Участники группы выражают разные настроения походкой:

- пройти как человек, который устал;

- пройти как очень пугливый человек;

- пройти как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами;

- придумать, что захочется.

Эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего «Я».

2.     Упражнение. Идет следствие.

Участники должны задействовать свою фантазию, чтобы детально представить предложенную им ситуацию, и очень точно формулировать свои мысли, чтобы не давать ложных показаний и не делать слишком ясных намеков.

3.     Упражнение. Слушаем молча.

Подростки разбиваются на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом подростки меняются местами.

В конце упражнения – обмен чувствами.

4.     Упражнение. Поговорим о чувствах.

За одну минуту подростки должны назвать как можно больше чувств.

Далее предлагается выполнить задание:

Вспомнить, какие чувства вы испытывали или испытываете, когда… (предлагаются различные ситуации).

Анализ упражнения:

-с кем ты говоришь о своих чувствах?

- о каких чувствах тебе бывает легче говорить?

- о каком чувстве тебе говорить трудно?

- какое чувство тебе нравиться больше всего?

- что важнее – уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной и вместе с тем «культурной» форме или уметь скрыть их.

5.     Учимся расслабляться.

- «Движение глазами».

6.     Ритуал окончания дня.

 

 

Занятие 4

 

Тема: Работа с чувствами. Люди, значимые для меня.

 

Материал: листы бумаги, ручки, наборы цветных карандашей.

 

1.     Упражнение. Письмо на руке.

Эта деятельность активизирует важнейшие участки мозга. Игра превосходно настраивает на напряженный требующий концентрации внимания, процесс обучения.

2.     Упражнение. Список чувств.

Ведущий предлагает подросткам вспомнить различные чувства и записать их в два столбика, слева – положительные, справа – отрицательные.

3.     Упражнение.

Ведущий предлагает назвать ситуации, которые вызывают ощущение: «Чувствую себя – хорошо».

«Воспроизведите их в свем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Представьте, что вы кладете эти ощущения в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете». Обсуждение.

4.     Упражнение. Цвета.

Ведущий называет несколько различных цветов. Участники группы показывают, как они их воспринимают: совершая определенные движения плечами, руками, придавая определенное выражение своему лицу (на каждый цвет отводится 10 секунд).

Эта очень красивая, творческая задача, которая дает широкий простор для самовыражения. Вопрос о любимом цвете подчеркивает индивидуальность каждого члена группы.

5.     Упражнение. Значимые люди.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей.

После того, как рисунки выполнены, участников группы просят по очереди показать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

-кто они?

- чем значимы для подростка?

- хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность.

6.     Расслабление челюсти.

7.     Ритуал окончания дня.

 

 

Занятие 5

 

Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.

 

Материалы: бумага, ручки.

1.     Упражнение. Танец рук.

Участникам необходимы высокий уровень концентрации внимания и готовность сотрудничать друг с другом.

2.     Упражнение. «Мои проблемы».

Участникам группы предлагается вспомнить и записать случаи, когда, запланировав какое-нибудь дело, откладывалось на потом и, в конечном счете, успеть выполнить его к определенному сроку было невозможным.

3.     Упражнение. Ассоциации.

Водящий выходит из комнаты, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен  отгадать того, кто загадан группой.

Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи в других упражнениях.

4.     Упражнение. Шутливое письмо.

Участникам группы предлагается написать шутливое письмо человеку, на которого они недавно рассердились. В этом письме вы можете безмерно преувеличить все свои чувства по отношению к этому человеку.

Анализ упражнения.

5.     Учимся расслабляться.

«Медленное дыхание».

6.     Упражнение. У меня все О,кей!

В течении 30 секунд вы должны будете говорить о себе только хорошее – то, что вы сами в себе любите.

7.     Ритуал окончания дня.

 

 

 

Занятие 6

 

Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мои права и права других людей.

 

Материалы: ручки, листы бумаги.

 

1.     Упражнение. Приветствие.

Ведущий предлагает придумать приветствия жестами.

Это упражнение сближает и развивает коммуникативную сферу.

2.     Упражнение. Хвалить или ругать.

Участникам предлагается без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы их ругали, хвалили.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

3.     Упражнение. «Без ложной скромности».

Участникам группы предлагается подумать о трех вещах, которым бы им хотелось научиться. Выбрав эти три вещи, они должны представить себе, что уже умеют делать их. Сформулировать это надо в утвердительной форме и записать на листе бумаги в виде плаката.

По завершении упражнения попросить каждого ребенка показать свой маленький плакат группе  и громко зачитать то, что на нем написано.

4.     Упражнение. Самого себя любить.

В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

5.     Упражнение. Мои права.

Задача разговора – подвести подростков к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.

6.     Ритуал окончания занятия.

 

 

 

Занятие 7

 

Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.

 

Материалы: бумага, ручки.

 

1.     Упражнение. Напиши свое имя.

Это упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык – умение писать – должен быть перенесен на те части тела, которые в этом никогда не участвовали. Через игру расслабляется мускулатура всего тела.

2. Упражнение «Спина к спине».

Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями:

-         было ли это похоже на знакомые житейские ситуации;

-         легко ли было вести разговор и т.д.

3.Упражнение. Мои идеалы.

Ведущий предлагает участникам группы  выделить разные периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростков примером.

4.     Упражнение. Монстр.

5.     Учимся расслабляться.

«Источник энергии». Это классическое упражнение расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается ещё и слух, и зрение.

6.     Игра «Корабль среди скал».

Игра дает возможность участникам приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру.

8.Ритуал окончания дня.

Читать далее