Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.
Общие сведения
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. По данным для населения Соединённых Штатов, это расстройство присутствует у 3–5% людей, включая как детей, так и взрослых.
Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ. Вопрос об объективности диагностики СДВГ и достаточных основаниях для назначения медикаментозного лечения остаётся дискуссионным, в силу отсутствия единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания. «Гиперактивность — это не болезнь», — писал психиатр Сидни Уокер III. «Это преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми».
Распространённость
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1–2% до 25–30%). По некоторым данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10–15%, у мальчиков он встречался в 2,8–3 раза чаще, чем у девочек.
Выделяют
три варианта течения СДВГ в зависимости
от преобладающих признаков:
1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;
2) синдром дефицита внимания без гиперактивности
3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее
распространенный вариант).
Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая
характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к
этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.
Симптомы СДВГ у детей
Дети с СДВГ часто проявляют невнимательность, гиперактивность и/или импульсивность, но не так, как их ровесники. Такие дети:
постоянно находятся в движении;
ёрзают и суетятся;
невнимательно слушают, когда к ним обращаются;
не могут тихонько играть;
часто очень много говорят;
перебивают, когда говорят другие;
легко отвлекаются от своих занятий;
не доводят начатые задания до конца.
Некоторые из таких поведений могут только казаться симптомами СДВГ, но на самом деле ими не являться. Причины для этого могут быть следующими:
незапная перемена образа жизни (такая как развод родителей, смерть одного из членов семьи или переезд);
внезапные необнаруженные приступы;
медицинские расстройства, влияющие на работу мозга;
беспокойство;
депрессия.
Определение и критерии диагностирования
Диагностические критерии СДВГ.
Особенности поведения:
1) появляются до 8 лет;
2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском
учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
3) не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
4) вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться
непрерывно не менее 6 месяцев):
- неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью
сосредоточиться на деталях;
- неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- неспособность доводить выполняемую работу до конца;
- неспособность организовать свою деятельность;
- отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
- исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные
принадлежности, книги и т.д.);
- забывчивость в повседневной деятельности;
-отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре
должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):
1. Гиперактивность
Ребенок:
- суетлив, не может сидеть спокойно;
- вскакивает с места без разрешения;
- бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого
ситуациях;
- не может играть в тихие игры, отдыхать.
2. Импульсивность
Ребенок:
- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
- не может дождаться своей очереди.
В настоящее время основой для установления диагноза является феноменологическая психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.
Импульсивность
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV
I. Выбор варианта А или B:
A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
II. (B.) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
III. (C.) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
IV. (D.) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Типы СДВГ у детей.
Врачи могут классифицировать симптомы, как следующие типы СДВГ:
Комбинированный тип (невнимательный/гиперактивный/импульсивный). У детей с этим типом СДВГ проявляются все три симптома. Это самая распространённая форма синдрома.
Гиперактивный/импульсивный тип. При этом типе СДВГ дети проявляют как гиперактивность, так и импульсивность, но способны сосредотачиваться.
Невнимательный тип. Раньше такой тип СДВГ называли синдромом дефицита внимания. Дети с этим типом не демонстрируют чрезмерной активности. Они не мешают на уроках в школе и при других занятиях, поэтому на их симптомы могут даже не обратить внимания.
Причины СДВГ
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
Общее ухудшение экологической ситуации.
Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
Угрозы выкидыша.
Хронические заболевания матери.
Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.
Генетические факторы
Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.
Другие часто сопутствующие расстройства
Биполярное аффективное расстройство
СДВГ у взрослых
Оказывается, более половины детей, страдающих этим расстройством, продолжают страдать им и в зрелости. В 30-70 % случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.
Американское исследование 2006 года (т.н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространенность СДВГ в 4,4% во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространенность СДВГ выявлялась, если обследумый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространенность СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9% для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4% для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учетом ряда дополнительных, подпороговых критериев). С возрастом распространенность СДВГ у взрослых снижается.
Распространенность СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37% обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8% амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространенности СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6% пациенток-женщин и только у 8,5% пациентов-мужчин.