Вторник, 07.05.2024, 01:55
Приветствую Вас, Гость

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности

Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития ( временное отступление от уже достигнутого уровня).

Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста мы руководствуемся следующими основными принципами:

·         Ориентировка на «зону ближайшего развития»каждого ребенка.

·         Учет направленности его интересов.

·         Обеспечение свободы выбора и волеизъявления.

·         Безоценочный подход к детям

Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику.

Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.

Во-вторых, это неустойчивость и незавершенность приобретенных навыков и умений. Еще одной особенностью раннего детства является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в  состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему.

Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.

По запросу родителей была проведена психодиагностика по методи­ке Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н., Ермоловой Т. В. «Диаг­ностика психического развития детей от рождения до 3 лет». Результаты психодиагностики подтвердили наличие агрессив­ных форм поведения у детей раннего возраста, что и явилось причиной создания данной коррекционной программы.

 

Условия проведения

Программа рассчитана на детей второй половины третьего года, первой половины четвертого года жизни и их родителей.

С детьми проводятся групповые занятия. Численность группы не более 5 детей и 5 родителей. Программа рассчитана на 15 занятий. Продолжительность занятий 20-30 минут. Педагог-психолог проводит занятия1-2 раза в неделю.

 

Цели и задачи программы

1.       Оптимизация детско-родительских отношений.

1.1.   Познакомить родителей с семизвездием кризиса трех лет, с такими явлениями, как:

   негативизм,

   упрямство,

   строптивость,

   своенравие,

   протест-бунт,

   обесценивание,

   стремление к деспотизму.

1.2.   Научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребенка к самостоятельнос­ти, становление детской личности. А именно:

   стремление доказать независимость от взрослого за негативизмом,

   желание быть признанным как личность за упрям­ством,

   стремление к выработке собственных норм и правил за строптивостью,

   тенденцию к самостоятельности за своенравием,

   желание отстоять свою точку зрения за протестом-бунтом и обесцениванием,

   развитие управленческих навыков за стремлением к деспотизму.

1.3.   Определить типологию родительской позиции; обозначить

основные ее типы:

   принятие и любовь,

   явное отвержение,

   излишняя требовательность,

   чрезмерная опека.

1.4.   Выявить последствия занимаемой родителями позиции для развития личности ребенка:

   социально полезный тип (последствие позиции при­нятия и любви),

   управляющий тип личности (последствие позиции яв­ного отвержения),

   избегающий тип (последствие позиции излишней тре­бовательности),

   берущий тип (последствие позиции чрезмерной опеки).

1.5.   Обозначить главенствующую роль семейных взаимоотно­шений в развитии детской агрессивности. Показать, что:

   жестокие наказания способствуют повышению дет­ской агрессивности,

   снисходительность к асоциальным поступкам детей ведет к повышению агрессивности,

  телесное наказание служит примером агрессивного по­ведения,

   трудности во взаимоотношениях родителей отража­ются на детской психике,

   стремление к компенсации собственных недостатков через ребенка (мистификация) негативно влияет на детскую психику,

   принудительное обесценивание точки зрения ребенка (инвалидизация) приводит к повышению детской аг­рессивности.

1.6.   Разработать с родителями формы взаимодействия в се­мье с ребенком, ведущие к снижению и погашению дет­ской агрессии.

2.      Преодоление упрямства и негативизма в период кризиса трех лет.

2.1.   Познакомить детей с отрицательными последствиями указанных форм поведения.

2.2.    Способствовать развитию у детей доброжелательного отно­шения к родителям, сверстникам и ко всем окружающим.

3.       Обучение детей социально приемлемым формам выра­жения эмоционального состояния.

3.1.    Научить детей обращаться с просьбой взамен агрессив­ным формам привлечения внимания.

3.2.   Воспитывать стремление к компромиссу.

3.3.   Привести детей к осознанию необходимости выполне­ния ряда правил.

 

Структура занятий

Все занятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность занятия не превышает 10-12 ми­нут. На каждом занятии присутствует помощник психолога (или воспитатель), который помогает демонстрировать выпол­нение упражнений. Занятия проводятся во второй половине дня в музыкально-спортивном зале. С учетом возрастных осо­бенностей детей занятие строится по принципу от простого к сложному, одно занятие повторяется не менее 2-3 раз. Эффек­тивность восприятия и усвоения материала обеспечивается еди­ной сюжетной линией каждого занятия и частотой смены ви­дов деятельности.

Занятие строится по следующей схеме.

1. Ритуал приветствия

Цель — настроить детей и родителей на предстоящее за­нятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста целесообразно ис­пользовать простые, краткие приветствия, в стихотворной фор­ме. Приветствие разучивается на 1-м занятии и используется в неизменном виде на протяжении всех занятий.

2. Расслабляющие упражнения

Выполняются для снятия физического и психологическо­го напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и родителей, которое обеспечивает большую эффективность коррекционных занятий.

3. Учебно-игровые упражнения

Первая группа учебно-игровых упражнений направлена на снятие у детей излишней агрессивности. Для достижения этой цели используются игры высокой активности. Косвенно игры этой группы знакомят детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии, а родителей — с приемами управления потоком негативных эмоций ребенка, его направ­лением в «мирное» русло.

4. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального со­стояния детей и родителей. Регулирует процессы возбужде­ния и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

5. Учебно-игровые упражнения

Вторая группа учебно-игровых упражнений направлена на демонстрацию детям последствий негативных форм поведе­ния. Родители на данном этапе научаются приемам грамотно­го реагирования на ошибки и неудачи детей.

6. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального со­стояния детей и родителей. Регулирует процессы возбужде­ния и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

7. Игры с правилами

Направлены на формирование у ребенка навыков соци­ально приемлемых форм поведения, научение детей и родите­лей приемам «гашения» вспышек агрессии, переведения их в мирное русло.

8. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального со­стояния детей и родителей. Регулирует процессы возбужде­ния и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

9. Ритуал прощания

Цель — «переключить» детей и родителей с занятия на по­вседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде. Прощание целесо­образно организовать в краткой, простой стихотворной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

Занятия 1-3

Цели: налаживание контакта с детьми и родителями;

 снятие эмоционального напряжения;

развитие умения ребенка действовать в соответствии с правилами игры;

вызывать у детей и родителей совместные эмоциональные переживания.

 

  Оборудование для занятий:

Корзина с маленькими мячами по количеству детей.

Большой надувной мяч.

Деревянные палочки по количеству детей (дл. 30 см).

Плоскостной картонный макет лужи.

Большой таз с водой.

Полотенца по количеству детей.

Ворота (2-3 шт.).

 

Ход занятия

 

Психолог.

Здравствуйте, дорогие мои малыши, здравствуй­те, мамы и папы. Я очень рада вас видеть у себя в гостях. В этом зале, кроме меня, вас ждут игрушки, краски, мячи и мно­жество других интересных вещей, которым не терпится поиг­рать с вами. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздоро­ваться. А здороваться на наших занятиях мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Смотрите и повторяйте.

 

1. Ритуал приветствия (1,5 мин)

Родитель

Дай ладошечку, моя крошечка.

(Ребенок подает ладошку родителю).

Я поглажу тебя по ладошечке.

(Поглаживаетребенка по ладошке.)

Психолог

Дай ладошечку, моя крошечка.

Дети подают ладошку психологу.

Я поглажу тебя по ладошечке.

(Поглаживаетдетей по ладошке.)

Родитель

На ладошечку, моя крошечка.

(Подает ладошку ребенку.)

Ты погладь меня по ладошечке.

Ребенок поглаживает родителя по ладошке.

Психолог

На ладошечку, моя крошечка.

(Подает ладошку детям.)

Ты погладь меня по ладошечке.

Дети поглаживают психолога по ладошке.

Посмотрите-ка, ребятки! Не успели мы поздороваться, а к нам уже пришли гости— веселые мячики. (Достает корзину с ма­ленькими мячами.) И все они очень хотят с вами поиграть. (Раз­дает по 1 мячу каждой паре родитель-ребенок.)

 

2. Расслабляющие упражнения (45 с)

Родители и дети сидят на полу напротив друг друга. По предло­жению психолога родители прокатывают мячик по ногам и рукам ребенка. Ребенок проделывает то же по отношению к родите­лю. При этом действия сопровождаются речевкой.

Психолог

Тише, мяч, не торопись.

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись

И обратно возвратись.

 

3. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин)

Дети с родителями и психологом сидят вокруг большого надув­ного мяча, кладут на него по одной ладошке. Психолог читает сти­хотворение, все ритмично хлопают по мячу.

Психолог

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду ты со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с тобой играть!

Психолог предлагает детям превратиться в мячики и попрыгать. Родители пытаются догнать, успокоить «мячики», но дети прыга­ют, пока психолог не прекратит читать стихотворение.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

 

4. Релаксация (45 с)

Психолог.

Ох, какие озорные мячики, все разбежались, рас­катились кто куда. Собирайтесь все сюда. Повторяйте за мной.

Дети и родители садятся рядом. Психолог и его помощник де­монстрируют движения. Дети и родители повторяют.

Мы, как мячики, скакали.

Дети ритмично ударяют ладошками по ладошкам родителей.

Очень сильно мы устали.

Дети склоняют голову на плечи родителей, родители обнимают детей, поглаживают их по голове.

Мы немножко отдохнем.

Все наклоняются вперед, руки тянут вперед, голову склоняют к коленям.

И опять играть начнем.

Все хлопают в ладоши.

 

5. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин)

Психолог.

Посмотрите-ка, ребята, наши мячики-шалуниш­ки укатились в лужу (показывает на таз с водой, в котором плавают мячики) и не могут оттуда выбраться. Давайте им поможем.

Детям и родителям даются короткие деревянные палочки, чтобы подогнать мяч к берегу. По ходу выполнения задания психолог подходит к парам родитель-ребенок, помогает скоординировать совместные действия. «Спасенные» мячики дети и родители на­сухо вытирают полотенцем и кладут в корзинку.

 

6. Релаксация (45 с)

Родители стоят, а дети приседают рядом с ними.

Психолог

Мячик-шалунишка в лужу упал.

Дети падают на бочок на макет картонной лужи.

От воды весь мокрый мячик наш стал.

Родители дотрагиваются до детей и стряхивают «воду» с рук.

Из воды мы мяч достали.

Родители поднимают детей.

Полотенцем вытирали.

Родители имитируют вытирание.

Вот теперь он стал какой!

Родители показывают на ребенка двумя вытянутыми руками.

И красивый, и сухой!

Родители обнимают детей.

 

7. Игры с правилами (2,5 мин)

Психолог.

Какие чистые, сухие и красивые стали ребятки и мячики. А давайте научим наши мячики, как нужно играть, чтобы всегда оставаться чистыми и красивыми.

Дети с родителями играют в игры: «Попади в корзину», «Прокати в воротца», «Поймай мяч» (по 40-50 с на каждую из игр).

 

8. Релаксация (30 с)

Психолог читает стихотворение и вместе с помощником демон­стрирует движения, а дети и родители повторяют.

Психолог

Веселились мы, играли,

Дружно бегали, скакали,

Мяч из лужи доставали.

Дети и родители, сидя на полу, на каждое названное действие загибают палец на руке

Ох, как сильно мы устали.

Дети и родители разводят руки в стороны, наклоняются вперед.

 

9. Ритуал прощания (45 с)

Психолог.

А теперь, ребята, я хочу научить вас, как мы с вами будем прощаться после каждого занятия.

Дружно хлопнули в ладоши.

Все хлопают в ладоши.

Вместе топнули ногой.

Все топают ногой.

Все, во что мы здесь играли...

Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают.

Мы запомнили с тобой.

Родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону.

До свиданья всем сказали.

Все машут рукой.

Отправляемся домой.

Все выходят из зала.

 

 

Занятия 4-6

Цели: создание атмосферы эмоциональной безопасности;

налаживание контакта положительного между родителями и детьми;

снятие эмоционального напряжения;

снижение импульсивности и повышенной двигательной активности.

 

Оборудование для занятий:

     Корзина с разноцветными пластмассовыми кубиками (по 9 на каждого ребенка).

     Узкая и широкая дорожки из ткани.

 

Ход занятия

 

1.     Ритуал приветствия (1,5 мин)

 

2. Расслабляющие упражнения (45 с)

Психолог.

Ребята, я хочу предложить вам превратиться в веселых зайчат. Хлопну в ладоши — и вы уже зайчатки.

Психолог и его помощник демонстрируют движения, дети и ро­дители
Читать далее