Вторник, 07.05.2024, 03:35
Приветствую Вас, Гость

Государственное бюджетное учреждение

Социального обслуживания Московской области

Наро-Фоминский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте и развитию лексико-грамматических представлений

(стационарное отделение, старший дошкольный возраст)

 

 

 

 

 

 

Разработала и провела учитель-логопед:

Ивлиева А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наро-Фоминск, 2010 год

 

 

 

Конспект 1

Тема: Звук и буква Н. Предлог НА

Цели:

1) Уточнить артикуляцию звука, дать ему характеристику

2) Формировать операции анализа и синтеза на уровне звуков и букв

3) Развивать фонематическое восприятие

4) Учить употреблять в речи предлог НА

5) Учить согласовывать числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО с существительными в роде.

 

Ход занятия:

1. Оргмомент

 

2. Введение в тему

- Как подгоняют лошадку? (но-но-но)

- Какой звук слышится? (н)

- Произнесите звук несколько раз и расскажите мне о нем (звук согласный, есть преграда, не поется)

 

3. Основная часть

а) Игра «Подними квадрат, если услышишь Н»- работа с символами звука

Н, К, Т, НО, УК, ПЫ, НА, ИН, НОЖ, ПЕТУХ, СОН, НОСКИ, БУМАГА, СТАКАН.

 Б) « Поймай звуки»

«Н» «А»- на      «Н» «О»- но      «Н» «У»- ну     «А» «Н»- ан   «О» «Н»- он     «И» «Н» -ин

В) Предлог НА (с игрушками)

- У меня в руках машинка. Сейчас мы поиграем с ней в прятки. Внимательно смотрите и ответьте, где лежит машинка? (на столе, на шкафу, на стуле и т.д.)

Г) По картинкам определить место звука в слове. Игра «Паровоз»

(  нос, банка, кабан, баран, окно, нота и т.д.)

Д) Согласование числительных с существительными

(по этим же картинкам)

- Сколько предметов нарисовано? (один нос, одна банка, одно окно и т.д.)

 

4. Физкультминутка

 

5. Работа с буквой

- Из чего состоит буква? (из трех палочек)

- На что буква похожа?

- Выложим из палочек, напишем в воздухе

- Напишем в тетради

 

6. Звуковой анализ

Слово «НОТА»

- 1 звук Н- согласный, обозначим синим

- 2 звук О- гласный, обозначим красным и т.д.

- Напишем под каждым звуком свою букву

- Прочитаем слово НОТА

 

7. Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект 2

Тема: Твердые и мягкие согласные. Одушевленные-неодушевленные существительные

 

Цели:

1) Дать представление о твердых и мягких согласных звуках

2) Учить дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные

3) Развивать фонематическое восприятие

4) Актуализировать представления детей о живых-неживых предметах

 

Ход занятия:

 

1. Оргмомент

 

2. Введение в тему

- Прослушайте, как звучат голоса известных вам животных: МУ    МЯУ

- Какой первый звук в сочетании МУ? («М»), МЯУ? («МЬ»)

- Сравните: М- звучит твердо (жест-кулачком по столу), МЬ-мягко (погладить ладошку)

Обозначим твердый М- синим квадратиком, мягкий МЬ- зеленым квадратиком

(То же со звуками П-ПЬ, Н-НЬ)

 

3. Основная часть.

а) «Подними нужный квадрат»

П,Т,КЬ,МЬ,Н,ТЬ,ПЬ,К,НЬ

Б) по картинкам называть слова, определять 1 звук, давать ему характеристику

(ПОЛКА, МЯСО, ПЕНЬ, ТАПКИ , КРОТ, ПОПУГАЙ и т.д.)

В) Разложить картинки на две группы: живые-неживые

Г) Работа в тетради

- Выполнить звуковой анализ слов  

КУПИ,  КИНО

- 1 звук К- согласный твердый, обозначим синим

- 2 звук У- гласный, обозначим красным и т.д.

- 3 звук ПЬ- согласный мягкий, обозначим зеленым

- 4 звук И- гласный, обозначим красным

- Напишем под каждым звуком свою букву

- Прочитаем слово КУПИ               (также слово КИНО)

 

4. Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект 3

Тема: Звуки «Б-БЬ», буква Б.

 

Цели:

1)Уточнить артикуляцию звуков, дать им характеристику

2) Формировать операции анализа и синтеза на уровне звуков и букв

3) Развивать фонематическое восприятие

4) Формировать начальные навыки чтения

5) Актуализировать словарь по  лексической теме «Обувь»

 

Ход занятия:

1) Оргмомент

 

2) Введение в тему.

- Перед вами два барабана: большой и маленький (на картинках). Давайте на них поиграем

Бьем в большой барабан: Б-Б-Б-Б

Бьем в маленький барабан: БЬ-БЬ-БЬ

Сегодня на занятии мы будем работать со звуками Б-БЬ

Расскажите мне о звуке Б (согласный твердый)- обозначим синим цветом

Расскажите о звуке БЬ ( согласный мягкий)- обозначим зеленым цветом

 

3) Основная часть

А) «Подними нужный квадрат»

Б,БЬ,БИ,БА,БУ,БЕ……

БОК,БИНТ,БЕРЕЗА,БАНТ,БОЛОТО,БИНОКЛЬ……

Б) «Разложи картинки»

Все картинки нужно разложить на две группы: со звуком Б и звуком БЬ.

В) Игра «Паровоз»

По картинкам определять место звука в словах и ставить квадратики на соответствующие вагончики

Г) Выполнить звуковой анализ

Слова: БОК, БИТА (схемы выкладываются на столе из квадратиков синего, зеленого и красного цвета)

Д) «Выбери обувь»

Назвать обувь по картинкам, выбрать ту обувь, в названии которой есть звуки Б-БЬ (босоножки, ботинки, сабо)

 

4) Физкультминутка

 

5) Работа с буквой

- Из чего состоит буква?

- На что она похожа?

- Образец написания

- Письмо в воздухе

- Печатание в тетради

 

6) Чтение слов на доске

БАБА, БОМ, БИМ, БИТА, БОК, БАК

 

7) Итог

 

 

 

 

Конспект 4

Тема: Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Деление слов на слоги.

Цели:

1)Уточнить артикуляцию звуков, дать им характеристику

2) Формировать операции анализа и синтеза на уровне звуков и букв, учит делить слова на слоги

3) Развивать фонематическое восприятие

4) Формировать начальные навыки чтения

 

Ход занятия:

1. Оргмомент

2. Введение в тему

- Послушайте маленькое стихотворение:

Хитрец хомяк холодною зимой

Храпит в хоромах под землей.

- Повторим стихотворение вместе. А теперь скажите, какой звук в этом стихотворении встречается чаще остальных? (Х)

- Расскажите о нем (согласный, твердый)

- Какой первый звук в слове ХИТРЕЦ? (ХЬ)

- Расскажите о нем (согласный, мягкий)

- Звуки Х-ХЬ сегодня у нас на занятии

3. Основная часть

А) «Подними нужный квадрат»

Х,ХЬ,ХО,АХ,ХИ,ХЕ…….

ХЛОПОК,ХИТРЫЙ,ХЕК,ХОЛОД,МЕХ,ХИЖИНА……

Б) «Звук потерялся»

…вост,   …ор, …ижина, …имия, …ищник, …олодильник, …урма

В) Повтори слоги

МЕХ-МАХ-МОХ

ПУХ-ПАХ-ПЫХ

БАХ-БУХ –БОХ

Г) Загадки

 (отгадки на доске в виде картинок)

- Мягкий, душистый, вкусный, с хрустящей корочкой (ХЛЕБ)

- С красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (ПЕТУХ)

- Маленькая, черная, по комнате летает, звонко жужжит (МУХА)

- Медлительная, с домиком на спине (ЧЕРЕПАХА)

Д) Слова делим на слоги

ХЛЕБ- хлопнули 1 раз, значит 1 слог

МУХА- хлопнули 2 раза, значит 2 слога

ПЕТУХ-хлопнули 2 раза, значит 2 слога

4. Физкультминутка

5. Работа с буквой

- Из чего состоит буква?

- На что она похожа?

- Образец написания

- Письмо в воздухе

- Печатание в тетради

6. Звуковой анализ

Слово МУХА: схему чертим в тетради, делим на слоги вертикальной палочкой

7. Чтение.

МОХ, МУХА, ХАТА, ХОБОТ

8. Итог

 

 

Конспект 5

Тема: Звуки «Г-ГЬ». Буква Г. Деление слов на слоги

Цели:

1)Уточнить артикуляцию звуков, дать им характеристику

2) Формировать операции анализа и синтеза на уровне звуков и букв, учит делить слова на слоги

3) Развивать фонематическое восприятие

4) Формировать начальные навыки чтения

Ход занятия:

1. Оргмомент

2. Введение в тему

-Как разговаривают гуси? (ГА-ГА-ГА)

- Как разговаривают маленькие гусята? (гь-гь-гь)

- Какие новые звуки мы сегодня будем изучать? (Г, ГЬ)

Дадим им характеристику и символ для обозначения

Г- согласный, твердый, обозначим синим квадратиком

ГЬ-согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

 

3. Основная часть

А) «Повтори ряды слогов»

Га-гя-гя         гу-гу-гю

Га-га-гя         гю-гю-гу

Га-гя-га         гу-гю-гу и т.д.

Б) «Подними нужный квадрат» (дифференциация Г-ГЬ)

Га, го, ги, ге, гю, гы, зга, зги, згы

Гость, гараж, гимн, геркулес, грузовик, герой

В) «Разложи картинки»

Распределить картинки на доске по двум группам: со звуком «Г» и со звуком «ГЬ»

Все слова разделить на слоги.

Г) Игра «Один-много» (с мячом)

Логопед кидает мяч любому игроку и называет предмет в ед.числе, именительном падеже. Ребенок возвращает мяч и называет это же слово, но во множ. числе, родительном падеже (потом наоборот)

Одна книга- много книг       один гусь- много гусей и т.д.

4. Физкультминутка

5. Работа с буквой

- элементы буквы

- на что похожа буква

- написание в воздухе

- печатание в тетради

6. Звуковой анализ слова

В тетради совместно с логопедом проводится слого-звуковой анализ слова КНИГА: чертим схема, вертикальной чертой делим на слоги

6. Чтение

ГОГА, НОГИ, КНИГА, ГУБА и т.д.

7. Итог

 

 

 

 

 

 

 

Конспект 6

Тема: Звуки «Д-ДЬ». Буква Д. Предлоги «НАД, ПОД»

Цели:

1)Уточнить артикуляцию звуков, дать им характеристику

2) Формировать операции анализа и синтеза на уровне звуков и букв, учит делить слова на слоги

3) Развивать фонематическое восприятие

4) Формировать начальные навыки чтения

5) Учить употреблять в речи предлоги  НАД-ПОД

Ход занятия:

1. Оргмомент

2. Введение в тему

Картинки с двумя дятлами: большим и маленьким.

Большой дятел стучит: Д-Д-Д-Д

Маленький дятел стучит: дь-дь-дь-дь

Дать характеристику звукам: Д-согласный, твердый (обозначим синим квадратом)

                                                   ДЬ- согласный, мягкий (обозначим зеленым квадратом)

 

3. Основная часть

А) Работа с символами.

«Подними нужный квадрат»: д, дь, да, ди, де, ду, дю, дэ, дом, дятел, дети, доктор, подарок, водичка, садик, бидон.

Б) Дифференциация Д-ДЬ (по картинкам_

«Отгадай загадки»: отгадки в виде картинок расположены на доске.

Нужно назвать слово, звук в нем и его место в слове

Отгадки: ДИНОЗАВР, ПИРАМИДА, ДОМ, ПОМИДОР, РАДУГА, ДИВАН

В) Звуковой анализ

Выкладывать схему слова ДИМА

Г) Практический способ усвоения предлогов НАД-ПОД

Логопед на любом предмете отрабатывает употребление в речи данных предлогов

- Где находится кукла? (ПОД столом)

- Где находится мячик? (НАД столом) и т.д.

Потом делается вывод, когда употребляются эти предлоги:

- «Маленькое слово ПОД мы говорим тогда, когда предмет находится ниже другого предмета»

- «маленькое слово НАД мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета, но не касается его»

 

4. Физминутка

 

5. Работа с буквой

 

- элементы буквы

- на что похожа буква

- выкладывание из палочек

- написание в воздухе

- печатание в тетради

 

6. Итог

 

 

 

 

 

Конспект 7

 

Тема: Дифференциация звуков «Д-Т». Звонкие и глухие согласные.

 

Цели:

1) Дать представление о звонкости-глухости согласных.

2) Дифференцировать слух «Д-Т» по звонкости-глухости

3) Совершенствовать навыки звукового анализа

4) Совершенствовать графические навыки

 

Ход занятия:

 

1. Оргмомент

Произнесение звуков «ДДДДД» «ТТТТТ»

 

2. Введение в тему

Сравнить звуки «Д-Т»

-Чем похожи? (Оба согласные и твердые)

-Чем отличаются?

Логопед просит детей положить ладонь на горлышко и произнести звуки еще раз: ТТТТ- горлышко молчит, ДДД-горлышко звенит

Вывод: Если горлышко молчит, то звук называется ГЛУХОЙ

Если горлышко звенит, то звук называется ЗВОНКИЙ.

- Чем же отличаются звуки Т-Д? (Т-глухой, Д-звонкий)

Дать обозначение звонких согласных: колокольчик на цветном квадратике)

 

3. Основная часть

А) Игра с колокольчиками

-Позвените, когда услышите Д

Д, Т, ТА, ДЫ, ДУ, ТО, ДОМ, ТАК, ТАНЯ, ДЫНЯ, ДАЙ, КОТ, ДАША, ДУБ

Б) «Разложи картинки на две группы»

Д-Т, определять позицию звуков в словах: начало, середина, конец слова

В) Звуковой анализ

Составить совместно с логопедом схемы слов: КОТ, ДИМА

Г) Работа в тетради

Диктант. Пишем буквы: А, Т, О, П, Г, У, М, И, Н, К, Б, Х, Д

 

4. Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект 8

 

Тема: Звуки «В-ВЬ». Предлог «В»

 

Цели:

1) Уточнить артикуляцию «в»-«вь», дать им характеристику

2) Развивать фонематическое восприятие

3) Совершенствовать навыки звукового анализа и графические навыки

4) Формировать умение употреблять в речи предлог «В» на основе демонстрируемых действий.

 

Ход занятия:

1. Оргмомент

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые- мягкие, звонкие-глухие)

 

2. Введение в тему.

- Повторим за мной, как воет ветер: В-В-В-В

(характеристика звука «В»)

- А теперь озвучим маленький комнатный вентилятор: вь-вь-вь

(Характеристика звука «ВЬ»)

 

3. Основная часть

А) «Разложи картинки на две группы»

Дифференциация звуков «В-ВЬ», делим слова на слоги

Б) «Повтори ряд слогов»

Ва-ва-вы               во-ву-вы

Во-ву-ву                ве-ве-вэ

Ва-во-ва                ва-вя-ва   и т.д.

В) Выполнить звуковой анализ слов

ВАТА     ИВА

Г) Практический способ усвоения предлога В

Логопед на любом предмете отрабатывает употребление в речи данных предлогов

- Где находится кукла? (В руке, В шкафу, В ящике и т.д.)

Потом делается вывод, когда употребляются этот предлоги:

- «Маленькое слово В мы говорим тогда, когда предмет находится внутри другого предмета» (привести свои примеры)

 

4. Физминутка

 

5. Работа с буквой

- элементы буквы

- на что похожа буква

- написание в воздухе

- печатание в тетради

- чтение слов: Вова, вата, Ива, Иван

6. Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект 9

 

Тема: Звуки В-Ф.

Цели:

1) Артикуляция звуков «Ф», «ФЬ»

2) Дифференциация звуков «В-Ф», «ВЬ-ФЬ» по звонкости-глухости

3) Совершенствование навыков звукового анализа

4) Совершенствование  графических навыков

Ход занятия:

1. Оргмомент

Определить, какой звук встречается чаще остальных в тексте:

Фая и Федя- брат и сестра. Федя любит футбол, Фая -фигурное катание.

2. Введение в тему.

Дать характеристику звукам: «Ф»-согласный, твердый, звонкий; «ФЬ»- согласный, мягкий, звонкий

3. Основная часть

А) «Разложи картинки».

Дифференциация картинок по наличию звуков «Ф» или «ФЬ», деление на слоги, позиция звука в слове

Б) Игра с колокольчиком

Дифференциация звуков «Ф-В»

- ва, фа, вы, фо, фы, во;

- воздух, водитель, фамилия, фокусник, вода, фургон, диван, лифт

В) «Повтори слоги»