Понедельник, 06.05.2024, 15:57
Приветствую Вас, Гость

Игровой психотерапевтический тренинг для дошкольников «Ландыш»

Я-Мы

 

Структура занятия:

Ритуал приветствия

Шеринг или обратная связь, во время которого все участники делятся с группой своим настроениям, говорят о самочувствии, о том, что их волнует в данный момент

Разогревающие упражнения, направленные на установление контакта между участниками

Психогимнастические этюды и упражнения, ролевые игры, пальчиковые игры, арттерапийные упражнения, нравственные беседы, подвижные игры и релаксация.

Ритуал прощания

 

Цели:

Преодоление застенчивости

Повышение самооценки

Приобретение чувства уверенности

Развитие навыков эффективного общения

Развитие умения отвечать за свои действия

Развитие навыков работы в группе

Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»

Коррекция эмоционально – неуравновешенного поведения детей

Снятие агрессии

Развитие навыков контролировать свои эмоции и поведение

Развитие устойчивости внимания

Укрепление памяти

Развитие речи

Развитие общей моторики

Развитие фантазии

Развитие творческих способностей, актерских способностей

 

Оборудование:

фонограммы: спокойной музыки, веселой, релаксационной, колыбельные, звуки живой природы

канцелярские принадлежности: бумага, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин

мячи, кубики, гимнастические палки, воздушные шарики

полоски для завязывания глаз

детские стульчики

 

 

Занятие 1.

Ландыш

Аппликация ландыша, где каждый цветочек – это ребенок.

Вырезаем, наклеиваем, рассказываем о себе.

 

 

Занятие 2.

Ритуал приветствия

Шеринг.

Садимся в круг на пол, говорим о своем настроении, самочувствии.

Шеринг можно начать с себя, поговорить о том, как погода или какие-то события дня повлияли на настроение и самочувствие.

«Вежливые слова»

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч или воздушный шарик и называют добрые слова или вежливые выражения.

Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Пальчиковая игра «Теремок»

 

На поляне теремок,

ладони сложить домиком

Дверь закрыта на замок

сомкнуть пальцы в замок

Из трубы идет дымок

поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор

руки перед собой, пальцы растопырить

Чтобы не забрался вор

щелчки каждым из пальцев поочередно

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

кулаком постучим по ладони

Открывайте!

      широко развести руки в сторону

Я ваш друг!

ладони сомкнуть одна поперек другой.

 

Упражнение «Пресс-конференция»

Каждый из детей становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы (Мой режим дня, Моя любимая игрушка, На прогулке и т.д.)

Обсуждение: По кругу спрашиваем детей, какие темы им понравились больше, кому и на какие темы было легче/труднее задавать вопросы.

 

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

Рассказать стихотворение

- быстро, «с пулеметной скоростью»

- как робот

- шепотом

-очень медленно – со скоростью черепахи

2) Пройти как

- трусливый заяц

- лев

- младенец

- старичок

3) Попрыгать как

- кузнечик

- лягушка

- козлик

- обезьянка

4) Сесть в позе

- птички на дереве

- пчелы на цветке

- наездника на лошади

5) Нахмуриться как

- рассерженная мама

- осенняя туча

- расстроенный малыш

Обсуждаем.

Арттерапийное упражнение

Звучит фонограмма.

Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами

- передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту)

- лежать на скамеечках (львы отдыхают в жаркий полдень)

- громко рычать

8. Финальный шеринг

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

 

Занятие 3.

Ритуал приветствия

Шеринг

«Передай по кругу»

Сидя в круге, психолог передает по кругу воображаемый предмет:

- «горячую картошку»

- «льдинку»

- «бусинку»

- «котенка»,

не называя его.

В этой игре важно показать предмет так, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к психологу, не изменившись (пантомимика не должна измениться)

Обсуждаем, что понравилось в упражнении, что и кому было трудно/легко выполнять.

«Мои хорошие качества»

Каждый ребенок в течении нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все участники, сидя в круге, по очереди рассказывают о себе.

Арттерапийная игра «Нарисуем гнев»

Детям предлагается нарисовать гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребенок испытывал чувство гнева, и нарисовать ее.

Когда задание выполнено, все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.

«Паровозик»

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. (кубики, мячи, гимнастические палки на стульчиках и т.д.)

Ролевая игра «Случай в лесу»

Звучит веселая музыка.

Психолог рассказывает детям сказку, а ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

Сказка:

Жила была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост.

Ребенок показывает, как идет лиса по лесу? Какая это лисичка? Что она делает? (Хвастается)

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать.

В это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать, очень ему хотелось, чтобы охотники только на него смотрели.

Ребенок изображает зайца. Что заяц делает неправильно? Что может случиться? Как ему лучше поступить? (Заяц ищет укромное место и прячется от охотников)

 

А вот еще одна сказка. (Следующие ребята готовятся изображать новых героев)

 

Однажды в лесу волк притаился. Идет мышонок и говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Убежит в испуге волк!

 

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и…выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и…Что произошла дальше? Как вел себя мышонок? (Дразнился) Почему рассердился волк?

 

Обсуждаем как себя вели герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему?

Релаксационное упражнение «Звери отдыхают»

Дети садятся в круг.

«Зверята хотят показать, что они сегодня делали».

Дети показывают, как звери умываются, греют лапы, чешут уши, едят, виляют хвостом.

 

Вечером все ложатся спать. Мама медведица тоже уложила своих медвежат и спела им колыбельную. (Звучит колыбельная из м/ф «Умка»)

И снились им добрые сны.

9. Финальный шеринг.

Говорим о самочувствии, настроении.