Воскресенье, 19.05.2024, 08:29
Приветствую Вас, Гость

Занятие 4

 

Тема: Работа с чувствами. Люди, значимые для меня.

 

Материал: листы бумаги, ручки, наборы цветных карандашей.

 

1.     Упражнение. Письмо на руке.

Эта деятельность активизирует важнейшие участки мозга. Игра превосходно настраивает на напряженный требующий концентрации внимания, процесс обучения.

2.     Упражнение. Список чувств.

Ведущий предлагает подросткам вспомнить различные чувства и записать их в два столбика, слева – положительные, справа – отрицательные.

3.     Упражнение.

Ведущий предлагает назвать ситуации, которые вызывают ощущение: «Чувствую себя – хорошо».

«Воспроизведите их в свем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Представьте, что вы кладете эти ощущения в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете». Обсуждение.

4.     Упражнение. Цвета.

Ведущий называет несколько различных цветов. Участники группы показывают, как они их воспринимают: совершая определенные движения плечами, руками, придавая определенное выражение своему лицу (на каждый цвет отводится 10 секунд).

Эта очень красивая, творческая задача, которая дает широкий простор для самовыражения. Вопрос о любимом цвете подчеркивает индивидуальность каждого члена группы.

5.     Упражнение. Значимые люди.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей.

После того, как рисунки выполнены, участников группы просят по очереди показать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

-кто они?

- чем значимы для подростка?

- хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность.

6.     Расслабление челюсти.

7.     Ритуал окончания дня.

 

 

Занятие 5

 

Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.

 

Материалы: бумага, ручки.

1.     Упражнение. Танец рук.

Участникам необходимы высокий уровень концентрации внимания и готовность сотрудничать друг с другом.

2.     Упражнение. «Мои проблемы».

Участникам группы предлагается вспомнить и записать случаи, когда, запланировав какое-нибудь дело, откладывалось на потом и, в конечном счете, успеть выполнить его к определенному сроку было невозможным.

3.     Упражнение. Ассоциации.

Водящий выходит из комнаты, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен  отгадать того, кто загадан группой.

Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи в других упражнениях.

4.     Упражнение. Шутливое письмо.

Участникам группы предлагается написать шутливое письмо человеку, на которого они недавно рассердились. В этом письме вы можете безмерно преувеличить все свои чувства по отношению к этому человеку.

Анализ упражнения.

5.     Учимся расслабляться.

«Медленное дыхание».

6.     Упражнение. У меня все О,кей!

В течении 30 секунд вы должны будете говорить о себе только хорошее – то, что вы сами в себе любите.

7.     Ритуал окончания дня.

 

 

 

Занятие 6

 

Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мои права и права других людей.

 

Материалы: ручки, листы бумаги.

 

1.     Упражнение. Приветствие.

Ведущий предлагает придумать приветствия жестами.

Это упражнение сближает и развивает коммуникативную сферу.

2.     Упражнение. Хвалить или ругать.

Участникам предлагается без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы их ругали, хвалили.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

3.     Упражнение. «Без ложной скромности».

Участникам группы предлагается подумать о трех вещах, которым бы им хотелось научиться. Выбрав эти три вещи, они должны представить себе, что уже умеют делать их. Сформулировать это надо в утвердительной форме и записать на листе бумаги в виде плаката.

По завершении упражнения попросить каждого ребенка показать свой маленький плакат группе  и громко зачитать то, что на нем написано.

4.     Упражнение. Самого себя любить.

В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

5.     Упражнение. Мои права.

Задача разговора – подвести подростков к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.

6.     Ритуал окончания занятия.

 

 

 

Занятие 7

 

Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.

 

Материалы: бумага, ручки.

 

1.     Упражнение. Напиши свое имя.

Это упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык – умение писать – должен быть перенесен на те части тела, которые в этом никогда не участвовали. Через игру расслабляется мускулатура всего тела.

2. Упражнение «Спина к спине».

Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями:

-         было ли это похоже на знакомые житейские ситуации;

-         легко ли было вести разговор и т.д.

3.Упражнение. Мои идеалы.

Ведущий предлагает участникам группы  выделить разные периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростков примером.

4.     Упражнение. Монстр.

5.     Учимся расслабляться.

«Источник энергии». Это классическое упражнение расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается ещё и слух, и зрение.

6.     Игра «Корабль среди скал».

Игра дает возможность участникам приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру.

8.Ритуал окончания дня.

 

Занятие 8

 

Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.

 

Материалы:

 

1.     Упражнение. «Превращаемся в числа».

Все участники распределяются по комнате на расстоянии друг от друга не ближе вытянутой руки. Подростки должны будут изобразить телесно названное число от 0 до9. Разрешается задействовать все части тела – ноги и ступни, руки и кисти, туловище и голову.

Это упражнение тренирует мало задействуемые в обычной жизни мышцы. Работа в парах является хорошей подготовкой для последующего сотрудничества.

2. Упражнение. Мои проблемы.

Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры того, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:

-         манипулированием другими для того, чтобы добиться их расположения к себе и любви;

-         неумением позаботиться о другом человеке и/или о себе;

-         трудностью мысленно поставить себя на место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.

3. Игра «Крокодил».

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание, вторая – делегирует своего участника, которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытается понять, что было загадано.

В конце игры можно обсудить чувства, возникавшие. Когда приходилось что-то изображать.

4. Учимся расслабляться.

«Сила дыхания»

5. Игра-тренинг. «Отдать приказ».

Эта игра дает возможность обратить внимание на два способа неверного поведения «командира» и «страдающая жертва», а так же помогает выработать другие, конструктивные способы поведения.

6. Ритуал окончания дня.

 

 

 

Занятие 9

 

Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

 

Материалы: бумага, ручки.

1.     Упражнение. Мотивы наших поступков.

Ведущий просит вспомнить два случая – один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете.

Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими.

2.     Упражнение. Чувства без слов.

Один из участников группы загадывает некоторое чувство и пытается изобразить его без помощи слов, только жестами и мимикой, а все остальные должны отгадать, что изображено.

3.     Упражнение «Ты слишком много говоришь».

Ведущий предлагает подросткам написать, какими словами они могут объяснить учителю или взрослым членам семьи, что они слишком много говорят, что они значительно быстрее смогут договориться, если перестанут бомбардировать словами.

Эта игра дает детям возможность поучиться отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих.

4.     Ритуал окончания дня.

 

 

 

Занятие 10

 

Тема: Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

 

Материалы: листы бумаги, ручки.

 

1.     Упражнение. «Особые дары».

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих такого. Что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. Заполняется таблица.

 

Детство до школы

Начальная школа

После начальной школы

Мать, отец

Бабушка, дедушка

Тети, дяди

Братья, сестры

Друзья, подруги

 

 

 

 

Ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность одному из людей, записанных в таблице.

2.     Упражнение. Благодарность без слов.

Читать далее