Б) корове одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (коровка) скажут спасибо?
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку? (много палочек?)
5. –«Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой по заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке ( побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от цветочка к коровке и т.д.)
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произнесению звукоподражаний).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
МУ |
МУ-му! Молока кому? |
Ой, бычок, ты бычок, Золотистый бочок Не бодайся, не мычи: Ты иди, не топочи, Му-му! |
МЯУ |
Мяу-мяу! – кот Пищит,- У меня живот болит. |
Сидит на окошке Маленькая кошка: Мяу-мяу! |
Звукоподражания «АУ- УА»
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. – Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «АУ! АУ!».
- Покажи малыша. Он плачет: «УА! УА!» (Побуждать к отраженному звукоподражанию)
2. – Спрячь девочку ( малыша). Как кричит? (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
- Кто спрятался? Как кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает к ответам «да-нет».
3. Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
- Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- Положи малышу игрушку. Как он просит?
4. – «Пальчики побежали» к малышу (девочке).
( Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
5. – Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу. (Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке)
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты ( стихи, рассказы): взрослый читает стихи несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию.
УА |
Наш малыш Кричит с утра: Уа-уа, уа-уа! |
Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша. Умел Алеша говорить: «Уа-уа!». Хочет маму позвать и кричит «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа!» Просит кушать: «Уа-уа!». А захочет спать, от него слышны Слова: «Уа-уа!» |
АУ |
Заблудились мы В лесу, Закричали все: «Ау-ау-ау!»
Мы в лес пойдем, Ребят громко Позовем: «Ау-ау-ау!» |
Жила-была девочка Машенька. Пошла она с подружками в лес и заблудилась. Кричит она подружкам: «АУ-ау!» Никто не отзывается. Ау-ау-ау! В ответ-тишина. Бегает Машенька По лесу и кричит: «Ау-ау!» И вдруг слышит- зовут ее подружки: «Ау!» Обрадовалась Машенька, Побежала на их голоса и вышла из леса. |
Подобная работа проводится и с другими звукоподражаниями:
«АМ!» «БИ-БОМ» «БО-БО»-«БАЙ-БАЙ» «ПИ-ПИ» «ПУХ-ПУХ» «ОП»
«ДУ-ДУ» и т.д.
Результатом работы может стать выход на произнесение слов, состоящих из двух прямых открытых слогов: папа, Поля, Паша, иди, мама, Маша, Толя и т.д.
В работе с звукокомплексами можно также использовать игру «Волшебный мешочек», в котором спрятаны различные предметы:
Дудочка- «ДУ-ДУ» мышка- «ПИ-ПИ» молоток- «ТУК-ТУК»
Колокольчик-«ЛЯ-ЛЯ» паровозик- «ТУ-ТУ» курочка- «КО-КО» и т.д.
3. Обучение глобальному чтению.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв от 2 до 5 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Виды работ.
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных) |
Удобно использовать семейный фотоальбом, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти узнать необходимую надпись на карточке и положить ее к фотографии |
2. Чтение слов. Предметный словарь
Предикативный словарь |
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам ( игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, мебель, продукты, птицы, одежда). Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «мишка», «машина». Сначала названия сами подкладываем к картинкам, потом просим повторить ребенка. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. ( далее представлен лист по глобальному чтению по теме «Домашние животные»).
Начинать эту работу лучше с глаголов общего, недифференцированного, значения, которые обозначают понятные для ребенка действия: сидит, идет, лежит, стоит, ест, пьет и т.д. Подбираются игрушки, у которых можно имитировать движения, оформляются карточки для глобального чтения. Ребенку предлагается подобрать карточки с глаголами к каждой игрушке. Затем вместо игрушек уже можно использовать плоскостные изображения людей в разных позах и лишь потом ребенок узнает, что данные глаголы могут обозначать движения других живых существ или неодушевленных предметов (см. приложение с глаголами: СТОИТ ИДЕТ) |
Простое предложение |
Возможны два основных варианта построения простого предложения: - один предмет и несколько разных действий Кошка спит Кошка ест. Кошка идет. - одно действие и разные предметы Девочка ест. Собака ест. Мама ест. |
Было бы в корне неправильным использовать приемы глобального чтения как единственно возможные в работе с неговорящими детьми. Механическая память не может удерживать большой объем слов, да и ребенку становится неинтересно повторять из раза в раз однообразные упражнения. Поэтому важно в работе использовать также приемы аналитико-синтетического и послогового чтения.
4.Аналитико-синтетическое и слоговое чтение
Данные виды чтение опираются на звуковую сторону речи, а также способствуют отработке слитности и протяжности произношения слогов, а потом и слов. Очень многие дети, у которых отсутствует экспрессивная речь с трудом могут произносить слова даже простой слоговой структуры. Но в то же время, зрительная опора в виде букв, напечатанных слогов и слов значительно облегчает процесс говорения. Поэтому система работы по овладению начальным навыкам произнесения и чтения выглядит так:
Звук (подкрепленный жестом или другим движением)- сразу вводится образ соответствующей буквы- слоги с этой буквой- чтение комплексным способом: сочетание глобального и побуквенного чтения- послоговое чтение.
Разберем по порядку все виды работ:
1. Вводится звук, подкрепленный жестом или другим движением.
Например:
А-широко раскрыть ладонь, развести все пальцы
У- вытянуть руку вперед
Б- постучать кулаком по столу
С- подуть на ватку и т.д.
2. После того, как звук у ребенка получился, сразу вводится соответствующая буква (сначала магнитная азбука, потом эту букву пишет педагог, выкладываем букву из палочек, ниток и т.д., потом ребенок самостоятельно обводит и пишет изученную букву).
3. Следующим этапом работы будет слияние букв в слоги и их прочтение.
Предполагается работа по прочтению открытых и закрытых слогов.
Можно использовать слоговые таблицы двух типов
Разные согласные- одна гласная Разные гласные- одна согласная
МА |
ПА |
ВА |
ТА |
КА |
ЗА |
|
|
|
|
ФО |
ФУ |
ФЫ |
ФИ |
ФА |
ФЕ |
|
|
|
|
На более позднем этапе предлагается прочтение слогов вразнобой, а также самостоятельное составление и написание слогов.
4. Комплексные упражнения. Этот вид чтения сочетает в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Изготавливаются карточки примерно в половину альбомного листа а картинками и соответствующими словами. Слова печатаются шрифтом, по размеру совпадающим с высотой пластмассовых букв. Ребенок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Педагог прочитывает слово. Потом ребенок самостоятельно прочитывает его. В дальнейшем это слово ребенок читает уже без опоры на картинку. Обычно подобные упражнения по чтению проводятся со словами из 2-3-4 букв. Более длинные слова ребенок уже сможет сразу прочитывать самостоятельно, т.к. овладевает первыми навыками чтения.
5. Заключительным этапом обучения чтению будет самостоятельное прочтение ребенком слов разной слоговой структуры и предложений с изученными буквами и словами.
В дальнейшем можно начинать работу по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа:
- нахождение в слове первой и последней буквы
- подбор слов на заданную букву
- классификация слов по начальной букве
- деление слов на части ( слоги) и т.д.
Такой подход к развитию речи у неговорящих детей поможет сформировать у них звукопроизносительные навыки, а также развивать письменную речь, которая станет для них главным способом коммуникации, если добиться спонтанной, свободной устной речи невозможно.