Воскресенье, 19.05.2024, 15:18
Приветствую Вас, Гость

Б) корове одну палочку, а кошке много палочек.

- Как кошечка (коровка) скажут спасибо?

- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку? (много палочек?)

5. –«Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой по заданной картинке).

- Проводи коровку в гости к кошечке ( побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от цветочка к коровке и т.д.)

- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произнесению звукоподражаний).

6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

 

МУ

МУ-му!

Молока кому?

Ой, бычок, ты бычок,

Золотистый бочок

Не бодайся, не мычи:

Ты иди, не топочи,

Му-му!

МЯУ

Мяу-мяу! – кот

Пищит,-

У меня живот болит.

Сидит на окошке

Маленькая кошка:

Мяу-мяу!

 

Звукоподражания «АУ- УА»

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. – Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «АУ! АУ!».

- Покажи малыша. Он плачет:  «УА! УА!» (Побуждать к отраженному звукоподражанию)

2. – Спрячь девочку ( малыша). Как кричит? (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).

- Кто спрятался? Как кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает к ответам «да-нет».

3. Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).

- Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

- Положи малышу игрушку. Как он просит?

 

 

4. – «Пальчики побежали» к малышу (девочке).

( Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).

5. – Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.

- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу. (Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке)

6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты ( стихи, рассказы): взрослый читает стихи несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию.

 

 

УА

Наш малыш

Кричит с утра:

Уа-уа, уа-уа!

Был у мамы маленький сыночек.

Звали его Алеша.

Умел Алеша говорить: «Уа-уа!».

Хочет маму позвать и кричит «Уа-уа!»

Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа!»

Просит кушать: «Уа-уа!».

А захочет спать, от него слышны

Слова: «Уа-уа!»

АУ

Заблудились мы

В лесу,

Закричали все:

«Ау-ау-ау!»

 

Мы в лес пойдем,

Ребят громко

Позовем:

«Ау-ау-ау!»

Жила-была девочка Машенька.

 Пошла она с подружками в лес

 и заблудилась.

Кричит она подружкам: «АУ-ау!»

Никто не отзывается. Ау-ау-ау!

В ответ-тишина. Бегает Машенька

По лесу и кричит: «Ау-ау!» И вдруг

слышит- зовут ее подружки: «Ау!»

Обрадовалась Машенька,

Побежала на их голоса

 и вышла из леса.

 

Подобная работа проводится и с другими звукоподражаниями:

«АМ!»  «БИ-БОМ»   «БО-БО»-«БАЙ-БАЙ»   «ПИ-ПИ»  «ПУХ-ПУХ»  «ОП»

«ДУ-ДУ» и т.д.

Результатом работы может стать выход на произнесение слов, состоящих из двух прямых открытых слогов: папа, Поля, Паша, иди, мама, Маша, Толя и т.д.

 В работе с звукокомплексами можно также использовать игру «Волшебный мешочек», в котором спрятаны различные предметы:

Дудочка- «ДУ-ДУ»          мышка- «ПИ-ПИ»       молоток- «ТУК-ТУК»

Колокольчик-«ЛЯ-ЛЯ»   паровозик- «ТУ-ТУ»   курочка- «КО-КО» и т.д.

3. Обучение глобальному чтению.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв от 2 до 5 сантиметров.

 При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

  Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Виды  работ.

 

1. Чтение автоматизированных энграмм  (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных)

Удобно использовать семейный фотоальбом, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти узнать необходимую надпись на карточке и положить ее к фотографии

2. Чтение слов.

Предметный словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предикативный словарь

 

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам ( игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, мебель, продукты, птицы, одежда). Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «мишка», «машина». Сначала названия сами подкладываем к картинкам, потом просим повторить ребенка. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. ( далее представлен лист по глобальному чтению по теме «Домашние животные»).

 

Начинать эту работу лучше с глаголов общего, недифференцированного, значения, которые обозначают понятные для ребенка действия: сидит, идет, лежит, стоит, ест, пьет и т.д. Подбираются игрушки, у которых можно имитировать движения, оформляются карточки для глобального чтения. Ребенку предлагается подобрать карточки с глаголами к каждой игрушке. Затем вместо игрушек уже можно использовать плоскостные изображения людей в разных позах и лишь потом ребенок узнает, что данные глаголы могут обозначать движения других живых существ или неодушевленных предметов (см. приложение с глаголами: СТОИТ  ИДЕТ)

Простое предложение

Возможны два основных варианта построения простого предложения:

- один предмет и несколько разных действий

Кошка спит

Кошка ест.

Кошка идет.

- одно действие и разные предметы

Девочка ест.

Собака ест.

Мама ест.

 

Было бы в корне неправильным использовать приемы глобального чтения как единственно возможные в работе с неговорящими детьми. Механическая память не может удерживать большой объем слов, да и ребенку становится неинтересно повторять из раза в раз однообразные упражнения. Поэтому важно в работе  использовать также приемы аналитико-синтетического и послогового чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Аналитико-синтетическое и слоговое чтение

 

Данные виды чтение опираются на звуковую сторону речи, а также способствуют отработке  слитности и протяжности произношения слогов, а потом и слов. Очень многие дети, у которых отсутствует экспрессивная речь с трудом могут произносить слова даже простой слоговой структуры. Но в то же время, зрительная опора в виде букв, напечатанных слогов и слов значительно облегчает процесс говорения. Поэтому система работы по овладению начальным навыкам произнесения и чтения выглядит так:

Звук (подкрепленный жестом или другим движением)- сразу вводится образ соответствующей буквы- слоги с этой буквой- чтение комплексным способом: сочетание глобального и побуквенного чтения- послоговое чтение.

Разберем по порядку все виды работ:

1. Вводится звук, подкрепленный жестом или другим движением.

Например:

А-широко раскрыть ладонь, развести все пальцы

У- вытянуть руку вперед

Б- постучать кулаком по столу

С- подуть на ватку и т.д.

2. После того, как звук у ребенка получился, сразу вводится  соответствующая буква (сначала магнитная азбука, потом эту букву пишет педагог, выкладываем букву из палочек, ниток и т.д., потом ребенок самостоятельно обводит и пишет изученную букву).

3. Следующим этапом работы будет слияние букв  в слоги и их прочтение.

Предполагается работа по прочтению открытых и закрытых слогов.

           Можно использовать слоговые таблицы двух типов

                                        













Разные согласные- одна гласная             Разные гласные- одна согласная

МА

ПА

ВА

ТА

КА

ЗА

 

 

 

 

ФО

ФУ

ФЫ

ФИ

ФА

ФЕ

 

 

 

 

                                                                                                               

 На более позднем этапе  предлагается прочтение слогов вразнобой, а также самостоятельное составление и написание слогов.

4. Комплексные упражнения. Этот вид чтения сочетает в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Изготавливаются карточки примерно в половину альбомного листа а картинками и соответствующими словами. Слова печатаются шрифтом, по размеру совпадающим с высотой пластмассовых букв. Ребенок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Педагог прочитывает слово. Потом ребенок самостоятельно прочитывает его. В дальнейшем это слово ребенок читает уже без опоры на картинку. Обычно подобные упражнения по чтению проводятся со словами из 2-3-4 букв. Более длинные слова ребенок уже сможет сразу прочитывать самостоятельно, т.к. овладевает первыми навыками чтения.

5. Заключительным этапом обучения чтению будет самостоятельное прочтение ребенком слов разной слоговой структуры и предложений с изученными буквами и словами.

В дальнейшем можно начинать работу по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа:

- нахождение в слове первой и последней буквы

- подбор слов на заданную букву

- классификация слов по начальной букве

- деление слов на части ( слоги) и т.д.

Такой подход к развитию речи  у неговорящих детей поможет сформировать у них звукопроизносительные навыки, а также развивать письменную речь, которая станет для них главным способом коммуникации, если добиться спонтанной, свободной устной речи невозможно.