Пятница, 13.06.2025, 12:12
Приветствую Вас, Гость

Лечение

 

Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности.

Применяется:

массаж

лечебная гимнастика

метод Войта

Бобат-терапия

нагрузочный костюм ("АДЕЛИ", "Гравистат"), пневмокостюм ("Атлант")

логопедическая работа

занятия с детским психологом

использование вспомогательных приспособлений

а также при необходимости:

препараты, снижающие тонус мышц: баклофен

препараты ботулинотоксина: диспорт, ботокс

оперативные ортопедические вмешательства: тенотомия, сухожильная пластика, сухожильно-мышечная пластика, коррегирующая остеотомия, артродез, устранение контрактур с использованием дистракционных аппаратов

функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга


Лечение сопутствующих расстройств (эпилепсии и др.).

На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП.

Это заболевание может возникать по разным причинам, из которых основная — это болезни матери, например, сахарный диабет, пороки сердца, эндокринной системы — гипертиреозы, гиперандрогения. Всю беременность, которая часто бывает патологической или недоношенной, такие женщины "сидят" на гормонах. Кстати, недоношенность — тоже фактор риска. Очень часто встречается ДЦП у детей из двоен, причем один малыш рождается здоровым, а у другого со временем развивается ДЦП. Причиной развития этого заболевания могут быть и аборты у мамы, которые приводят к низкой плацентации (креплению плаценты) и, как следствие, хронической внутриутробной гипоксии плода. Иногда определенную роль играет слишком юный или, наоборот, слишком зрелый возраст беременной.

ДЦП может развиваться, если мама во время беременности была инфицирована токсоплазмозом, энтеровирусной инфекцией, гепатитом, герпесом, цитомегаловирусом, хламидиозом и т.п.

Как известно, у развития ребенка есть свои нормы: в 3 месяца малыш должен уметь держать голову, в 4—5 месяцев — переворачиваться со спины на живот и обратно, в 6 месяцев — садиться, в 8—9 месяцев (но не позднее года и трех месяцев) — ходить у опоры, в год — говорить 8—10 слов ("мама", "папа"), в полтора года — говорить 20—30 слов, в два года должна появляться фразовая речь ("Мама дай"). Маме стоит поволноваться, если ребенок "не дотягивает" до нормы. Любая задержка моторного развития — тоже фактор риска развития заболевания.

Не всегда диагноз "ДЦП" ставится сразу после рождения. Заболевание может протекать под разными "масками" — синдромов мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда, так и у логопеда. ДЦП необходимо лечить в момент формирования патологии. И, главное, его не пропустить.

Основные методы лечения ДЦП — лечебная физкультура, медикаменты и массаж. Желательно, чтобы массаж делал специалист. Самим родителям его делать не следует. Схема процедуры подбирается индивидуально. При этом стараются восстановить баланс между мышцами — сгибателями и разгибателями, несогласованность в работе которых приводит к задержке развития, неправильным позам.

Начинать массаж желательно не раньше, чем в 1,5 месяца, так как в более раннем возрасте причина патологии не совсем ясна.

Существует много видов массажа: классический, сегментарный, точечный, по Манакову, криомассаж.

В комплекс лечения входят также пробежки по беговой дорожке, перед которой висит зеркало, что позволяет ребенку видеть себя и корректировать свои движения. Малыши катаются на специальном велосипеде, с фиксацией рук, ног и спины. Для тех, кто плохо передвигается, существуют специальные ходилки. А развивать вестибулярный аппарат помогают батуты.

Такие дети с удовольствием плескаются в бассейне. Эта процедура называется бальнеотерапией. В воде у них изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг. Парадоксально, но некоторые малыши сначала учатся плавать, а потом уже ходить. Те, кто еще не умеет ходить, попадают в бассейн с помощью подъемника. Купание дополняется очень эффективным и приятным гидромассажем.

Многим малышам, страдающим ДЦП, назначают грязелечение. Грязь оказывает общерефлекторное химическое воздействие, стимулирует нервные окончания. Теплая грязь — хорошее средство при гипертонусе. Снять спастику (напряжение) мышц при ДЦП помогают электрофорезы, а для улучшения сосудистой регуляции используется магнитотерапия. Неотъемлемая часть лечения — физиотерапия и парафинотерапия.

А теперь — очень важная деталь, о которой обязательно должны знать родители. Ребенка с ДЦП нужно показать логопеду. Задержка двигательного развития часто сопровождается замедлением развития психического и речевого. При гипертонусе даже язык малыша бывает в тонусе. Это мешает ребенку разговаривать, поэтому может потребоваться логопедический массаж и курс медикаментозной терапии.

Курс лечения проводится раз в полгода и длится в среднем 35—40 занятий.

Поскольку ДЦП — неврологическая патология, он лечится также с помощью ноотропных препаратов (пирацетама, глицина, церебрализина), стимулирующих психическую активность.

Один из синдромов ДЦП — повышенное внутричерепное давление, уменьшить которое помогает массаж, магнитотерапия и электрофорез. Для улучшения кровотока назначаются сосудистые препараты, например, диакарб.

Если ДЦП вовремя не лечить, помимо мышечной, может появиться и ортопедическая деформация — кифозы и кифосколиозы позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, плоскостопие. При лечении таких заболеваний приходится накладывать ортопедические шины и распорки, надевать ортопедические лангеты и тутора, обязательно ношение ортопедической обуви. Для распрямления позвоночника применяется реклинатор. При дисплазии часто возникают вывихи и подвывихи, что требует оперативного вмешательства. Операция необходима и при стойких ортопедических деформациях.

 

Недоказанные и шарлатанские методы в лечении ДЦП

 

Универсальных препаратов для лечения ДЦП не существует.

Часто используемые на территории России и некоторых других стран т.н. "ноотропные" препараты, направленные на "улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы" (церебролизин, актовегин, пантокальцин, глицин, кортексин и др.) не имеют доказанного действия. То же относится к "антиоксидантам" и вазоактивным препаратам. Не имеет научных основ применение гомеопатических средств.

Не имеет также какого-либо доказанного действия и является противозаконным использование т.н. "стволовых клеток" (данное направление в неврологии пока имеет только экспериментальное значение в коррекции бокового амиотрофического склероза, болезни Паркинсона и некоторых других заболеваний и у детей не применяются даже и на экспериментальном уровне; это словосочетание часто используется шарлатанами).

Мануальная терапия не относится к терапии ДЦП, может применяться при сопутствующих патологиях.

Кроме того, на практике, нередко назначаются препараты не только не эффективные при данной патологии, но и противопоказанные в детском возрасте (кавинтон, циннаризин и др.).

 

Задачи лечебно-педагогической работы

 

В возрасте 1-3 лет — основная задача: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.

Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.

Особенности работы

Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.

Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.

Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребёнка.

На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Ранняя логопедическая работа.

 

Методика ЛФК при ДЦП

Регулярность, систематичность, непрерывность

Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.

Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

 

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП

Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

 

Вспомогательные приспособления для детей с ДЦП

Специальные приспособления требуются ребёнку с детским церебральным параличом во всех сферах его жизни. Даже для того, чтобы малыш мог просто сидеть и стоять, ему необходима адаптированная мебель. Конкретные приспособления назначаются врачом исходя из типа паралича и степени нарушения координации, равновесия и моторики. Условно все приспособления для детей с ДЦП можно разделить на три группы:

мобильность (сиденья, ходунки, параподиум, вертикализаторы, инвалидные кресла)

развитие (вертикализаторы, столы, стулья, тренажеры, велосипеды)

гигиена (сиденья для ванны, кресла-туалеты)

 

Инвалидные кресла

Инвалидное кресло требуется ребёнку с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда он не в состоянии самостоятельно ходить. Выделяют варианты инвалидных кресел-колясок:

Кресло-коляска для дома. Оснащено спинкой с регулируемым углом наклона, ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами, опорами для головы.

Кресло-коляска прогулочное. Имеет облегченную конструкцию. Оснащена абдуктором, ремнями и капюшоном. Кресло может иметь съемный столик.

Кресло-коляска активного типа.

Кресло-коляска с электроприводом.

 

Ходунки

Ходунки требуются ребёнку, который в состоянии ходить, но не может держать равновесие. Используются как для обучения хождению, так и для тренировок координации. Конструкция ходунков может иметь определённые особенности в зависимости от модели, однако в целом это рама на 4 ножках с колесами и страховочным устройством под пояс. Механизм задних колес не позволяет ходункам двигаться назад, чтобы конструкция не перевернулась. Могут иметь тканевое сиденье. К ходункам относится и параподиум — ортезная система, позволяющая детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно ходить.

 

Вертикализаторы

Вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Вертикализатор, или стойка для стояния фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе. Вертикализатор может наклоняться вперед. Чаще всего он оснащен столиком, на которые можно ставить игрушки. Вертикальное положение важно не только для нормальной работы всех органов, но и для социальной адаптации и умственного развития ребёнка.

 

Сиденья

Сиденья для детей с ДЦП имеют абдуктор и страховочные ремни, помогающие сохранять правильное положение тела. Некоторые модели ортопедических кресел позволяют ребёнку менять положение (сидеть и стоять). К сиденью может прилагаться столик.

 

Мебель

Важно, чтобы у ребёнка с ДЦП было личное адаптированное под его недуг пространство, в котором созданы условия для обучения и развития. Основными элементами такого пространства являются стол и стул. Стул (опора для сидения) для ребёнка с детским церебральным параличом имеет необходимые фиксаторы и опоры для поддержания правильного положения тела. Стол выпускается в двух вариантах:

отдельный предмет мебели. В этом случае он имеет множество регулировок, позволяющих использовать его с любым креслом и стулом.

часть вертикализатора. В этом случае ребёнок пользуется им в положении стоя. Комплексная система вертикализатора со столом может располагаться на колесной базе.

 

Велосипед для детей с ДЦП

Особенности конструкции: трехколёсный велосипед; рулевая стойка не скреплена с педалями, соответственно поворот руля не приводит к повороту педалей.

Оснащение: манжета для кисти, крепление для туловища, крепление для стоп и голени, ручка для толкания.

Если ребёнок не может самостоятельно управлять велосипедом, тогда родители подталкивают велосипед сзади. При этом педали крутят принудительно и вместе с ними двигаются ноги ребёнка.

Эффект: развитие разных движений ногами, подготовка к ходьбе, расслабление и укрепление мышц, обогащение пространственного опыта, расширение горизонта, тренировка противофазных (попеременных) движений.

 

Тренажеры

В случае с детьми с ДЦП к тренажерам можно отнести и ходунки, и вертикализаторы, и параподиум — любое приспособление, позволяющее малышу проявлять активность. Тренажеры в классическом понимании в основном устроены по принципу велотренажеров. Самыми продвинутыми являются модели с электроприводом, благодаря которому педали крутит сам тренажер, но при этом сохраняется положительный эффект физической активности — укрепляются и расслабляются мышцы.

 

Кресла-сиденья для ванны

Кресло-сиденье для ванны помогает родителям купать ребёнка. Каркас выполнен из алюминия, сиденье — из влагостойкого материала. Кресло-сиденье оснащено фиксирующими ремнями, позволяющими безопасно разместить ребёнка, и имеет регулировку угла наклона, чтобы поза была удобной.

 

Кресла-туалеты

Кресло-туалет избавляет родителей от необходимости переносить ребёнка из кресла в туалетную комнату. Оно представляет собой кресло со съемным санитарным устройством и полным набором ремней и упоров для фиксации ребёнка.

 

Ортопедическая обувь