Воскресенье, 19.05.2024, 10:26
Приветствую Вас, Гость

- Вы нарисовали, каким хотите видеть своего ребёнка в школе(ваши ожидания) или каким не хотите видеть (ваши опасения)?
 - Какой образ ребёнка у вас получился: положительный или отрицательный?  Какой он в вашем представлении как ученик, школьник? Какими правами и  какой ответственностью вы готовы наделить его?
Психологу важно побуждать участниц высказываться, способствуя осознанию ими того, на что сегодня больше похожи их отношения с детьми: на отношения сопричастности, сопереживания или зависимости? Относятся ли родительницы с доверием к ребёнку, его умениям, способностям и есть ли у него доверие к самому себе? Психолог советует участницам, придя домой, поговорить с ребёнком про его рисунок. Спросить, есть ли он сам на рисунке, пусть покажет, где? Если нет, поинтересоваться, где хотел бы быть? Ребёнок может дорисовать рисунок по своему желанию.


3. Аутотренинг

Проводится по той же схеме.


4. Музыкальная релаксация

Вокалотерапия.
Цель: снятие внутреннего психологического дискомфорта, развитие чувства свободы и самоактуализации.
Психолог предлагает участницам группы пение одной или двух популярных песен под запись на магнитофоне. Тексты песен раздаются всем участницам группы. Важно, чтобы все участницы проявляли активность и не ссылались на отсутствие голоса или слуха. Психолог объясняет, что это не музыкальное занятие, и поэтому петь нужно всем.


5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: психолог предлагает родительницам сформулировать собственное жизненное кредо, затем записать его формулу в дневнике.
Прощание.

 Развитие внимания и позитивного мышления

1. Разминка

Приветствие.
 а) упражнение на развитие внимания участниц группы.
 Музыкальная зарядка. Психолог показывает простые физические упражнения, а группа повторяет их за ним. Темп выполнения этих упражнений может увеличиваться. Целесообразно заниматься под музыку.
б) упражнение на развитие самоутверждения и повышения самооценки.
Упражнение «Диалог между сторонами моего  Я». В работу включаются  теперь те родительницы, которые до этого были лишь зрителями.

в) зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Психолог читает участницам текст:
1.Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье -   это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключается внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
2.Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
3.Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
4.Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.   5.Именно сегодня я продолжу своё нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье, себе самой.
6.Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
7.Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблемы моего ребёнка.
8.Именно сегодня  я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не могу её точно выполнить.
9.Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабясь.
10.Именно сегодня  я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесёт вам покой  и счастье, выполняйте следующие правила:
а) Думайте и ведите себя жизнерадостно и Вы почувствуете себя жизнера-
достной.
б) Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте
те события, которые Вам неприятны.
в) Единственный способ обрести счастье – это не ждать благодарности,
а творить добро ради собственной радости.
г) Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям.
д)  Не подражайте другим, найдите себя и будьте собой.

 

2. Основная часть
   
     Арттерапия. Рисование на тему: «Мой герб».
Цель: материализация трудновербализируемых проблем, понимание и высвобождение от них.
 Психолог:
« А теперь мы на некоторое время замолчим и выразим наши чувства с помощью карандашей или красок. Я предлагаю нарисовать вам символ вашей жизни, собственный герб. Не пугайтесь вашего неумения, отсутствия у вас техники рисования. Главное  - искренность и желание определить ОБРАЗ этого символа».
После завершения рисования психолог представляет на обсуждение все рисунки и просит каждую из участниц, кроме автора рисунка, раскрыть его содержание. Затем, увиденное сравнивается с намерениями автора.

 

3. Аутотренинг
Проводится по той же схеме.

 

4. Музыкальная релаксация
Использование ритмичного танца и современных танцевальных мелодий для снятия напряжения и эмоциональных зажимов.

 

5. Подведение итогов занятия
Домашнее задание: записать в дневнике, когда в течение недели вы испытываете счастливые минуты, и с чем они связаны.
Прощание.

 Обсуждение проблемных ситуаций семейного воспитания

1. Разминка

            Приветствие.
а) упражнения на снятие напряжения в группе.
         Использование приёмов пантомимы. Психолог предлагает участницам
группы изобразить себя (и проиграть эту сценку перед всеми) спешащими
домой после работы, едущими в переполненном транспорте, входящими в
кабинет к  начальнику и др.
б) упражнения на развитие самоутверждения и повышения самооценки.
Игра «Диалог между сторонами моего «Я»: ласковая мама и строгая
         мама».
Психолог:
«Итак, первое задание: нужно изобразить ласковую, нежную, внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребёнком теплом и заботой, которая любит его. Её никогда не раздражает его неумелость, медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на своего ребёнка и тем более, никогда не применяет телесные формы наказаний. Начали».
Такое задание предлагается преимущественно родительницам авторитарного и некоторым участницам психосоматического типа. Проигрывание осуществляется с использованием режимных моментов распорядка дня (утро: подготовка в школу; выполнение домашних заданий; приготовление к приёму гостей и т. д.)
Психолог:
«А теперь, изображаем строгую маму. Начали».
Это задание предлагается матерям невротического типа. В качестве обсуждаемого практического материала используются  также режимные моменты.
В том случае, если участницы группы испытывают трудности при выполнении этого задания, его можно упростить с помощью техники «пустого» стула. Это осуществляется следующим образом. В середину круга ставятся два стула, на один из которых садиться та участница,  которая испытывает трудности в общении со своим ребёнком. Сначала ей предлагается воспроизвести вариант собственного поведения, который ей привычен ( для авторитарных матерей – агрессивный, а для невротичных – пассивный, у психосоматических матерей встречаются и тот, и другой варианты). Затем психолог просит участницу пересесть на противоположный стул и показать себя другой, с противоположными качествами. При этом вся группа оказывает помощь участнице, выполняющей упражнение.

 

2. Основная часть

           Психолог:
«Сегодня я предложу вам опросник: «Что я люблю и что мне не нравится в моём ребёнке».
Цель: осмысление жизненных позиций, реконструкция родительско-детских взаимоотношений.
Постарайтесь раскрыть наиболее подробно понимание вами особенностей взаимоотношений со своими детьми».
Затем выделенные особенности детей и отношение к ним обсуждаются.

 

3. Аутотренинг

Проводится по той же схеме.

 

4. Музыкальная релаксация

Цель: формирование позитивных установок и образов, вызывающих положительное, оптимистическое ощущение и настроение.
                 
Тема: «Ручеёк – полноводная река». Используется музыкальное сопро вождение.
Психолог:
« Я – маленький ручеёк. Я еле пробиваюсь из - под земли. Моё журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес… Но я быстро бегу. извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее… Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперёд. А за мной уже и не угнаться. я лечу вперёд стремительно, наслаждаясь своей силой, сметающей все препятствия па своём пути. Мне всё нипочём. Я всё могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. моя сила в моём разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моём пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.
Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я буду счастливой!»
После проведения музыкальной релаксации психолог задаёт следующие вопросы каждой из родительниц:
 Смогли ли вы отключиться от реальных проблем. На какое время?
 Смогли ли отдохнуть во время релаксации?
 Возник ли в вашем сознании предлагаемый психологом образ?
                Какие другие образы возникли во время релаксации?
 Какой характер этих образов: положительный или отрицатель-   ный?

 

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: записать в дневнике слова или описать ситуацию, которой ваш ребёнок в течение этой недели выражал вам свою любовь.
Прощание.

 Совершенствование ощущений и чувств, связанных с ребёнком

1. Разминка
Приветствие.
 а) упражнения на снятие напряжения в группе.
 
Пантомима
.
 Психолог предлагает участницам представить себя (и затем показать) идущими босиком по битому стеклу, холодному снегу, обжигающему песку и  др.
б) упражнения на развитие самоутверждения и повышения самооценки.
Психолог:
«Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Я могу». Эта игра поможет вам справиться с некоторыми вашими трудностями. Разделитесь  на пары, в которых будут первые и вторые номера. Задача первых номеров заключается в том, чтобы доказать вторым с помощью только одной фразы «Я могу», что они действительно способны что-то сделать. Для этого нужно изобразить, не называя действие, которое вы прекрасно  умеете делать. Главная задача первых номеров почувствовать глубочайшую уверенность в том, что это действительно так. Вторые номера в это время всеми способами стараются им помешать. Затем участники поменяются ролями».
В процессе игры психолог распределяет номера между участницами
таким образом, чтобы родительницы невротического типа смогли почувствовать собственное самоутверждение, а родительницы авторитарного типа испытали бы смущение перед стойкостью первых. Каждая пара работает на виду у всех. Группа оказывает помощь первым номерам и препятствует работе вторых.
в) зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».


2. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему: «Мой ребёнок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас».
Цель: совершенствование ощущений и чувств, связанных с ребёнком.
Психолог:
«Вспомните ваши ощущения, с которыми вы ожидали вашего ребёнка.
Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Для вас главное – совершенствование ощущений и чувств.
Каким вы видите вашего ребёнка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он всё равно РЕБЁНОК, ваш ребёнок. Он нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю вам успехов на этом пути. Начали».
После завершения рисования проводится обсуждение рисунков.

3. Аутотренинг

Осуществляется по той же схеме.


4. Музыкальная релаксация

Тема: «Прекрасный цветок». Музыкальное сопровождение: из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Цель: высвобождение скопившегося напряжения, возможность получить ощущение собственной свободы и собственного совершенства.
Психолог:
«Сегодня мы перенесёмся с вами в мир сказки и балета, в мир волшебства. Давайте попробуем вместе изобразить это волшебство с помощью движения нашего тела.
Представьте себя маленьким, маленьким зёрнышком, затерянным в земле (Сядьте на корточки и согнитесь. Сожмитесь, как можно сильнее. Прочувствуйте, как можно более ощутимее, собственную малость). Но вот появился маленький росток (чуть поднимите голову). Он тянется вверх через толщу земли. Ему неимоверно трудно пробиваться сквозь твёрдую, жирную, непокорную землю (покажите всем телом как это трудно).
Наконец, росток выскочил на поверхность и стал стремительно расти  вверх (потихоньку поднимайтесь, быстрее, быстрее). Его стебелёк становится всё крепче и крепче, его корни питаются соками земли. Они бегут вверх по стволу в листья и к самому цветку (почувствуйте и покажите как стебелёк набирает силу). Цветок поднимает головку к солнцу (поднимайтесь, почувствуйте в себе прилив новых сил и изменение внутреннего состояния в связи с этим).
Солнце вливает в цветок энергию жизни. Цветок распускается. Он прекрасен. Солнце даёт энергию света, энергию радости и счастья цветку и … ВАМ! Вы наполняетесь энергией солнца».
Психолог просит участниц поделиться своими ощущениями.
Смогли ли вы отключиться от реальных проблем. На какое время?
Смогли ли высвободиться от накопившегося напряжения?
Смогли ли отдохнуть во время релаксации?
Возник ли в вашем сознании предлагаемый образ?


5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: записать в дневнике слова, которыми вы обычно ласково называете вашего ребёнка.
Прощание.

 Понимание особенностей взаимоотношения со своими детьми

1. Разминка

Приветствие.
а) упражнение на снятие напряжения в группе.
   Пантомима (музыкальная зарядка);

б) обсуждение домашнего задания.

2. Основная часть

Цель: эмоциональная регуляция, коррекция взаимоотношений с ребёнком.
Обсуждение рассказа «Ваш ребёнок – совсем другое дело. Он не то, что мой».
 Психолог читает рассказ:
«Светлана Николаевна спешит в школу, чтобы забрать дочь после занятий. Войдя в вестибюль, она увидела Ксюшу, окружённую детьми из класса.
Пока Ксюша одевалась, а Светлана Николаевна её ждала, к ней подошла мама Кости П., одного из одноклассников дочери. Они разговорились. Маму Кости волновал вопрос о том, сколько времени тратит Ксюша на подготовку домашнего задания. Светлана Николаевна ответила, что это бывает по-разному: когда больше, а когда и меньше.
-  А вот Костя никак не хочет слушаться, пишет в тетради плохо и оценки стал         плохие получать.
В голосе мамы послышались горестные нотки.
- Не расстраивайтесь, у всех бывает, - посочувствовала Светлана Николаевна.
В этот момент подошла Ксюша, уже одетая и с рюкзаком за спиной. Она приветливо поздоровалась с мамой Кости.
Мама Кости повернулась к Ксюше и начала обстоятельно её расспрашивать. Она задавала ей вопросы о домашнем задании, о том, что делала Ксюша в прошлое воскресенье, и что будет делать в следующее.
Светлана Николаевна заметила, как заблестели у Костиной мамы глаза, как в её лице одновременно и удивление, и сожаление, и разочарование. Чувствовалось, что, общаясь с Ксюшей, мама Кости испытывает сложные и, может быть, тягостные чувства.
Подошёл Костя, он хотел сказать что-то своей маме. Она невнимательно его выслушала, а потом вновь повернула голову к Ксюше. Костя потянул маму за рукав.
- Да что же ты не можешь и минуты подождать! Ты же видишь, что я разговари -  ваю с Ксюшей, - резко оборвала Костю мама.
Костя сник и отошёл в сторону.
- Вы готовы? – спросила мама Ксюши, - Идёте?
- Да, сейчас, - ответила мама Кости. Она никак не могла отвести глаз от Ксюши. Её взгляд как бы ласкал девочку, скользя по её головке, бантикам, плечикам, платьицу. Потом, тяжело вздохнув, мама Кости повернула голову к Светлане Николаевне и сказала:
- Какая у Вас хорошая девочка! Не балуется, Учится хорошо. Вежливая, приветливая. А мой Костя.., - у неё на глазах выступили слёзы, - не знаю, что с ним делать. Бездарь какая-то. Всё время норовит с кем-нибудь подраться. Конечно, девочки это совсем другое дело.
Она опять взглянула на Ксюшу. Светлане Николаевне стало от этого взгляда не по себе. Она окликнула Ксюшу, и они, быстро попрощавшись, направились домой».
Психолог:
           Как вы считаете, что случилось?
          Происходило ли подобное с вами и с вашим ребёнком?
          Поделитесь своими ощущениями по поводу прочитанного.
          Существует ли, на ваш взгляд, чувство соперничества между матерями
          детей?
          Часто ли ваш внутренний голос задаёт следующий вопрос: А мой ребёнок
          хуже, чем..? Почему?
          Что помогает вам избегать подобных настроений?

3. Аутотренинг

                Осуществляется по той же схеме.

4. Музыкальная релаксация

Цель: возможность переосмыслить свои взаимоотношения с ребёнком, внести порядок в собственные ощущения, находить радость в материнстве.
Тема: «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф.Шуберта.
Психолог предлагает участницам закрыть глаза и начинает монолог:
«Мать и дитя – вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая ещё не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как вы ощущали первые движения вашего ребёнка. Вспомните, как вы вслушивались и радовались каждому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.
Женщина долгие 9 месяцев ждёт появления на свет маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.
И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, её МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось всё ваше существо после рождения ребёнка. После боли и слёз наступило СЧАСТЬЕ.
ОН  РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как вы были счастливы тогда. Улыбнитесь вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!
Глубоко вздохните… Открывайте глаза».
После проведения музыкальной релаксации психолог задаёт следующие вопросы каждой из родительниц:

Возник ли в вашем сознании предлагаемый образ?
Удалось ли во время релаксации отдохнуть или, наоборот, она вызвала напряжение?
Удалось ли почувствовать радость материнства?


5. Подведение итогов занятия

             Домашнее задание: вспомнить события вашей жизни, имеющие       позитивную окраску, опишите их в дневнике.
Прощание.

 Развитие умения разбираться в собственных чувствах и эмоциональных состояниях

1. Разминка
Приветствие.
а) упражнение на снятие напряжения в группе. Пантомима.
Психолог предлагает участницам пять чувств и состояний: терпение, злость, сопереживание, любовь, страх.
«Постарайтесь представить бога или богиню каждого из этих чувств или состояний, подобно тому, как в язычестве были боги леса, воды, грома, музы и т. д. Изобразите, как выглядят воображаемые бог или богиня, их выражения лиц, позы, одежда. что держат в руках и т.п.
                б) зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».


2. Основная часть.

Арттерапия. Рисование на тему: «Моя проблема».
 Цель: переключение с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, выявление глубины собственных чувств.
Психолог:
«Я предлагаю нарисовать вам  рисунок на тему: «Моя проблема».
Не пугайтесь вашего неумения, отсутствия у вас техники рисования».
После завершения рисования психолог предлагает обсудить рисунки и просит участниц раскрыть содержание ПРОБЛЕМЫ.
В случае, если кто-нибудь из участниц группы нарисует проблему,
связанную с ребёнком, то психолог должен снизить значимость непреодолимости проблем ребёнка  в сознании его матери. Нужно сказать ей: «Да, есть ребёнок с проблемами, но и такой ребёнок не ПРОБЛЕМА для матери,
ПРОБЛЕМА – это совсем иное и т.д.». Если же родительница будет настаивать, то можно использовать приём «зачёркивания» и перечеркнуть её рисунок с ПРОБЛЕМОЙ. Его можно порвать у неё на глазах, убрать или спрятать, сказав при этом: «Вот и нет ПРОБЛЕМЫ. Есть РЕБЁНОК, но ПРОБЛЕМЫ НЕТ».

3. Аутотренинг
Осуществляется по той же схеме.


4. Музыкальная релаксация

Цель: формирование позитивных установок и образов, вызывающие положительное, оптимистичное ощущение и настроение, развитие чувства уверенности в себе.
 Тема: «Бушующее море». Музыкальное сопровождение: С.Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Психолог:

«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.     
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?                                              
Вздохнули глубоко…
Налетела буря. Шквал ветра разрывает ваш маленький парус. Сильнейший шторм низвергает вас в пучину моря. Волны бушуют. Они рвут на части ваш маленький плот. Нет сил держаться. Вот новая волна вновь поднимает вас, подбрасывает вверх как игрушку…и затем бросает вниз…в самую бездну. Вам кажется, что приходит конец. Но вдруг вы вспоминаете о белом парусе. Ваш белый парус! Он, как лучик солнца, вселяет в вас надежду. В вас просыпаются новые силы, и вы боретесь со стихией, с этим чудовищным морем и …побеждаете.
Море покоряется вам. Оно становится ласковым и нежным. Тёмные, хмурые волны превращаются в томные, полные неги и ласки прозрачно-голубые. Вам становится легко. ВЫ ПОЛНЫ СИЛ И НАДЕЖД. ВЫ МОЛОДЫ И ЭНЕРГИЧНЫ. ВЫ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ. Над вами высокое голубое небо. Яркое солнце и ваш белый парус. Ваш корабль смело летит над волнами. ВЫ НЕПОБЕДИМЫ!
Вздохнули глубоко…Откройте глаза».
После проведения музыкальной релаксации проводится обсуждение:
Смогли ли вы отключиться от реальных проблем. На какое время?
                  Смогли ли отдохнуть во время релаксации?
                  Возник ли в вашем сознании предлагаемый  образ?
                  Возникли ли другие образы во время релаксации?
                  Какой характер этих образов: положительный или отрицательный?
           
5. Подведение итогов занятия
 Домашнее задание: записать в дневнике фразу, которая выражает смысл нашей любви (то, за что мы любим).
Прощание.

Читать далее