Занятие 8
Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.
Материалы:
1. Упражнение. «Превращаемся в числа».
Все участники распределяются по комнате на расстоянии друг от друга не ближе вытянутой руки. Подростки должны будут изобразить телесно названное число от 0 до9. Разрешается задействовать все части тела – ноги и ступни, руки и кисти, туловище и голову.
Это упражнение тренирует мало задействуемые в обычной жизни мышцы. Работа в парах является хорошей подготовкой для последующего сотрудничества.
2. Упражнение. Мои проблемы.
Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры того, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:
- манипулированием другими для того, чтобы добиться их расположения к себе и любви;
- неумением позаботиться о другом человеке и/или о себе;
- трудностью мысленно поставить себя на место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.
3. Игра «Крокодил».
Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание, вторая – делегирует своего участника, которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытается понять, что было загадано.
В конце игры можно обсудить чувства, возникавшие. Когда приходилось что-то изображать.
4. Учимся расслабляться.
«Сила дыхания»
5. Игра-тренинг. «Отдать приказ».
Эта игра дает возможность обратить внимание на два способа неверного поведения «командира» и «страдающая жертва», а так же помогает выработать другие, конструктивные способы поведения.
6. Ритуал окончания дня.
Занятие 9
Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
Материалы: бумага, ручки.
1. Упражнение. Мотивы наших поступков.
Ведущий просит вспомнить два случая – один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете.
Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими.
2. Упражнение. Чувства без слов.
Один из участников группы загадывает некоторое чувство и пытается изобразить его без помощи слов, только жестами и мимикой, а все остальные должны отгадать, что изображено.
3. Упражнение «Ты слишком много говоришь».
Ведущий предлагает подросткам написать, какими словами они могут объяснить учителю или взрослым членам семьи, что они слишком много говорят, что они значительно быстрее смогут договориться, если перестанут бомбардировать словами.
Эта игра дает детям возможность поучиться отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих.
4. Ритуал окончания дня.
Занятие 10
Тема: Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.
Материалы: листы бумаги, ручки.
1. Упражнение. «Особые дары».
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих такого. Что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. Заполняется таблица.
|
Детство до школы |
Начальная школа |
После начальной школы |
Мать, отец Бабушка, дедушка Тети, дяди Братья, сестры Друзья, подруги |
|
|
|
Ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность одному из людей, записанных в таблице.
2. Упражнение. Благодарность без слов.
Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем делятся впечатлениями о том,
- что чувствовали, выполняя упражнение;
- искренно или наигранно выглядело изображение благодарности партнером;
- понятно ли было, какое чувство изображает партнер.
3. Упражнение. Сделай родителей счастливыми.
Дети должны иметь возможность гордиться перед своими родителями, это придает им сил и уверенности в себе. В этой игре-эксперименте надо обратить внимание детей на то, как они могут «осчастливить» своих родителей.
Участники составляют список того, что можно сказать родителям, чтобы они могли испытать дополнительную порцию радости. Затем пишут, чем они могут помочь родителям, чтобы они могли почаще улыбаться.
Анализ упражнения.
4. Ритуал окончания дня.
Занятие 11
Тема: Мотивы наших поступков. Обратная связь.
Материалы: бумага, ручки.
1. Упражнение. Мотивы наших поступков.
Ведущий предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом – тот же мотив осознавался:
- мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок);
- мотив завоевания любви другого человека.
Обсуждение.
2. Упражнение. Горячее место.
Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы.
Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем.
3. Упражнение. Медитация.
4. Ритуал окончания дня.
Занятие 12
Тема: Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь. Завершение группы.
Материалы: «волшебная папка». бланки «телеграмм», ручки, цветные карандаши.
1. Упражнение. Молитва об умиротворении.
Ведущий читает участникам группы молитву об умиротворении. Затем участники повторяют молитву. Ведущий просит подумать, какую проблему из собственной жизни можно было бы проанализировать при помощи молитвы, т.е. вычленить в ней то, что изменить нельзя, то, что можно изменить, и попытаться отделить одно от другого.
2. Упражнение. Телеграммы.
В бланках телеграмм каждый участник группы пишет самое хорошее, что он узнал о других подростках и о себе самом.
3. Упражнение. Я – реальный; идеальный; глазами других.
Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким. Каким тебя видят другие люди.
В обсуждении участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле.
4. Упражнение. А ты молодец! Раз!
Это упражнение еще раз научит ребят сохранять положительное мнение о самом себе даже в ситуации стресса.
Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».
Литература:
Руководство практического психолога «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». Под редакцией И.В.Дубровиной Деловая книга Екатеринбург 2000
А.М.Прихожан «Психология неудачника» Тренинг уверенности в себе Творческий центр Москва 2000
К.Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения Издательство «ГЕНЕЗИС» Москва 2001
К.Фопель «Как научить детей сотрудничать» Психологические игры и упражнения часть1, 2, 3, 4 Москва «ГЕНЕЗИС» 2001
Вообрази себе «Поиграем – помечтаем» Издательство «ЭЙДОС» Млсква 1994
Руководство практического психолога «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». Под редакцией И.В.Дубровиной
А.М.Прихожан «Психология неудачника» Тренинг уверенности в себе.
К.Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения
К.Фопель «Психологические группы» рабочие материалы для ведущего
К.Фопель «Как научить детей сотрудничать» Психологические игры и упражнения часть1, 2, 3, 4
Вообрази себе «Поиграем – помечтаем» - методическое пособие
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Н.В.Самоукина «Игры вкоторые играют…» – психологический практикум.
М.И.Чистякова «Психогимнастика».
Методические рекомендации «Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения»
Методические рекомендации под редакцией Е.Т.Лильина
Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном».
Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры».
И.Л.Никольская «Гимнастика для ума»
«Как преодалеть трудности в обучении детей» А.Ф.Ануфриев.